Согласно данным Федерального дорожного агентства, в 2011 году планируется сдать в эксплуатацию 314 км федеральных автомобильных дорог. Основные объекты, которые будут вводиться, сообщил в режиме интернет-пресс-конференции руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин, это обход Уссурийска на Дальнем Востоке, дорога М-60 "Уссури", а также подъезд к Владивостоку, строящийся в рамках реализации подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе". Кроме того, две большие развязки в Сочи - "Адлерское кольцо" и дублер Курортного проспекта. Ряд объектов на трассе М-51 тоже войдет в список счастливчиков, возможно даже, что среди них окажется мост через Вятку.
На федеральной дороге "Лена", соединяющую вновь построенную трассу "Амур" с Якутском, планируется обеспечить ввод объектов в соответствии с первой стадией, что изначально не предполагалось. Однако практика показала действенность такого метода: на первой стадии дорога вводится в щебеночном исполнении, в котором она и будет эксплуатироваться в течение осенне-зимнего периода. А на следующий год, когда земляное полотно устоится, наступит очередь асфальтобетонного покрытия: такой прием уже оправдал себя на трассе Чита - Хабаровск.
Самый острый вопрос сегодня - реализация проектов в рамках подготовки Олимпиады в Сочи в 2014 году и форума АТЭС в 2012 году. По мнению Анатолия Чабунина, работы проходят в соответствии с графиком. Есть, конечно, определенные сложности, в том числе с выкупом земли - строительство ведется в городской черте. И бывает, признает он, что в процессе строительства возникает много неожиданностей. Например, обнаруживаются коммуникации, о которых никто не знает и которые ни на одном чертеже не фигурируют. Но эти проблемы ни в коем случае не повлияют на сроки сдачи объектов, заверил руководитель Росавтодора.
Что касается олимпийских объектов, здесь тоже все идет не так гладко, как хотелось бы. В частности, дорога Джугба - Сочи не справилась с идущим по ней потоком тяжеловесов, плюс затяжные ливневые дожди в районе Большого Сочи спровоцировали сход оползней. В итоге движение по ней было ограничено. Однако, по словам Анатолия Чабунина, минтранс, опережая эти события - диагностика показывала такую возможность, запустил паромное сообщение, и сегодня грузовики из Новороссийска с металлоконструкциями и прочими тяжелыми грузами в Сочи доставляются морем. Если будет необходимо, то эта паромная линия будет усилена. Кроме того, с помощью выстраивания логистики с участием железной дороги ситуация выравнивается.
Говоря о стоимости строительства 1 км дороги, Анатолий Чабунин заявил, что сейчас осуществляется переход на другой показатель цены вопроса - 1 км полосы движения. Это делается для того, чтобы "сопоставлять сопоставимые вещи". Зачастую эксперты и аналитики грешат тем, что берут, например, стоимость кольцевой автодороги Санкт-Петербурга, где достаточно большое количество полос движения, и сравнивают с двухполосной дорогой. Вновь принятый показатель равен 41-45 млн руб., что вполне сопоставимо со стоимостью строительства 1 км полосы движения в Финляндии, значительно меньше цен в Германии, но несколько дороже, чем в Китае.
Переход на новый расчет цены был, несомненно, спровоцирован тем, что объекты, которые вводятся в последнее время, - чрезвычайно сложные инженерные сооружения. Например, в Сочи при строительстве дублера Курортного проспекта собственно дороги прокладывается всего 2 км. Но при этом возводится 14 км искусственных сооружений, 14 км тоннелей. Все это и дорогой назвать трудно, тем более строительство требует совершенно других затрат.
Сооружение объектов к саммиту АТЭС также создало интересный прецедент. Генеральный подрядчик строительства моста на остров Русский был определен, минуя тендер, поскольку процедура торгов, определенная 94-ФЗ, изначально себя дискредитировала откровенным демпингом многих недобросовестных компаний, приходящих на аукционы. Поэтому объекту был присвоен особый статус, а строители назначены правительством РФ. В данный момент в разгаре находится дискуссия о строительстве автомобильно-железнодорожного моста через Лену в районе Якутска. Многие участники рынка транспортных услуг считают, что этот мост не менее сложен, уникален и стратегически важен для России, нежели мост на остров Русский, поэтому готовят обращения в правительство РФ о придании ему особого статуса и недопущении к конкурсу любителей поживиться за счет бюджетных ассигнований.