16.08.2011 01:00
Экономика

Цены на такси в России могут подорожать в России с 1 сентября 2011 года

Подорожают ли "шашечки" после 1 сентября?
Текст:  Владимир Васин Ольга Игнатова Юлия Коц Ирина Пуля Анна Шонова
Российская газета - Столичный выпуск: №179 (5555)
Читать на сайте RG.RU

Страсти вокруг федерального закона N69, который чаще называют просто законом о такси, вступающем в силу с 1 сентября 2011 года, разгораются с новой силой. Власти и перевозчики не могут сойтись во мнении, как лучше обеспечить безопасность пассажиров и вывести "бомбил" из тени, гарантировав тем самым дополнительные доходы в казну, которые до этого оседали в карманах "леваков".

Напомним общие для всех таксистов новые требования: наличие таксометра, шашечек и оранжевого фонаря. Стаж водителя должен быть не менее пяти лет, а авто находиться в удовлетворительном состоянии. В обязанность таксиста также входит обеспечивать своевременное техобслуживание и ремонт машин, проверять их техсостояние перед выходом на линию, проходить предрейсовый медосмотр. Разрешения на таксомоторную деятельность выдают только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. При этом основным условием получения разрешения является право собственности или лизинг на машины, которые будут работать в качестве такси.

Некоторые таксисты считают: дело водителя, на чем ему возить пассажиров. И получение разрешения от того, на каком основании он владеет автомобилем, зависеть не должно.

Но если на такие уступки власти не хотят идти, частные перевозчики предлагают хотя бы сохранить за ними право работать на арендованных и взятых по гендоверенности авто.

Стал ли порядок выдачи разрешений камнем преткновения для легализации перевозчиков? И не приведет ли это к тому, что стоимость поездок в такси взлетит?

Москва

Воспользоваться услугами "такси" или просто "поймать машину" в Москве не проблема. На этом рынке насчитывается 49 тысяч перевозчиков, примерно 9 тысяч из них - легальные таксисты.

Не все из них согласились с тем, что лицензии выдаются на автомобиль, а не конкретному человеку.

Если разрешение будет получать не человек, а машина, то крупные компании выкупят все лицензии и таксисты окажутся в кабальных условиях, заявляют водители.

По словам исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, большинству таксистов новые условия подходят и опасения профсоюзов по поводу того, что выполнение всех требований в конечном счете отразится на кошельке пассажиров, напрасны. Согласен с этим и эксперт Феликс Маргарян. "Цена на таксомоторные перевозки может зависеть от стоимости топлива, запчастей и марки машины", - говорит он. А от того, что таксист потратит несколько тысяч рублей на покупку комплекта необходимой атрибутики, цена поездки точно больше не станет. Наоборот, таксисты готовы даже понижать тарифы, платя таким образом властям города за заботу. Недавно в центре столицы, к примеру, появились первые 13 мини-стоянок для такси, и теперь машинам не нужно наматывать круги по городу в поисках пассажиров. Для таксистов это и удобно, и экономия топлива налицо.

Как рассказал "РГ" начальник управления по надзору и контролю за деятельностью таксомоторных перевозок департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Игорь Ездаков, столица пока - единственный регион, который начал в полном объеме выдавать разрешения. В тестовом режиме с 15 июля, в рабочем - с 25-го. За это время выдано уже разрешений на 3 800 машин. При этом, как отмечает Ездаков, если на первых порах к легализации проявляли интерес крупные перевозчики (они получили разрешения на 3 тысячи машин), то сейчас начался черед индивидуальных предпринимателей. Московские власти сделали процедуру легализации бесплатной.

Столичный департамент транспорта выступает против того, чтобы расширять список получателей разрешений, включив в него машины, взятые в аренду либо управляемые по доверенности. "Потом, если будет какое-то нарушение или авария, концов не найти, - поясняет Игорь Ездаков. - А что касается аренды, когда человек, заключив договор, берет машину в длительное пользование, так он же никогда не признается, что использует ее для получения прибыли. Таким образом аренда - это продолжение того же теневого бизнеса". В то же время столичные власти предлагают развивать такую форму приобретения новых автомобилей для пассажирских перевозок, как лизинг. На днях мэр Москвы Сергей Собянин предложил ввести льготный лизинг для машин такси в столице.

Челябинск

Работать по новым правилам без изменения цен реально только в столицах, считают на Южном Урале. Сегодня в Челябинской области зарегистрировано 976 индивидуальных предпринимателей и 84 юридических лица, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Средняя цена поездки по городу составляет 150 рублей. С сентября, по мнению представителей таксомоторных компаний, стоимость поездки возрастет как минимум на 30-40 процентов - в некоторых оценках звучит цифра в 300-400 рублей.

Повышением стоимости услуг предприниматели будут покрывать убытки от нового закона. Чиновники же считают, что новые требования не должны существенно повлиять на ценообразование. "Тем более в Челябинской области с этого года по индивидуальным предпринимателям есть патентная система налогообложения в частности и по транспорту, - замечает начальник управления автодорожного надзора по Челябинской области Владимир Катайцев. - Если это Челябинск, то годовое исчисление будет порядка 10 800 рублей. На периферии - вдвое дешевле". Так или иначе, никто не сомневается, что платой за возросший комфорт и безопасность перевозок станет уменьшение числа таксомоторов и рост стоимости их услуг.

Калининград

В Калининграде около 40 компаний такси, владеющих примерно 350 автомобилями, официально занимаются извозом. Еще полторы тысячи автовладельцев таксуют нелегально. Как считает гендиректор таксопарка Николай Стрельников, изменения в закон о такси только усложнят ситуацию для легальных перевозчиков. "Мы отстояли право не перекрашивать все машины в желтый цвет, так что затраты на приведение таксопарка в единообразный вид будут небольшими, - заявил он. - Но прописанные в нормативном акте суммы штрафов неадекватны нарушениям. Только из-за одного этого изменения большинство легальных такси предпочтут уйти в тень". Региональные власти пока воздерживаются от прогноза о том, что будет после сентября на рынке такси.

Кстати

Установка таксометра не обязывает водителей брать с пассажира деньги только по счетчику. Действующие в столице способы оплаты никто не отменял. Так, цена поездки по-прежнему будет зависеть от длительности (1 минута - 8 - 10 рублей), расстояния (1 км - 20-22 рубля), а также пункта назначения ( трансфер до аэропорта - около 1200 рублей).

Бизнес Общественный транспорт Госдума