17.08.2011 00:35
В мире

Суд повторно вызовет Виктора Ющенко на допрос по делу Тимошенко

Суд над экс-премьером Украины вошел в рабочий ритм
Текст:  Павел Дульман (Киев)
Российская газета - Столичный выпуск: №180 (5556)
Читать на сайте RG.RU

Ажиотаж вокруг процесса над экс-премьером Украины Юлией Тимошенко постепенно спадает. Пара сотен ее сторонников по-прежнему пикетируют на Крещатике, никуда не делись и ее противники. Но суд наконец вошел в рабочий ритм и уже не является ареной для драк и громких скандалов.

Поражает несоответствие масштабов рассматриваемого дела и площади арены, на которой события разворачиваются. Зал заседаний - это комната в тридцать-сорок квадратных метров, с тремя окнами во двор, двумя кондиционерами и пятью рядами простых "школьных" лавок, на которых в тесноте и в обиде может разместиться не больше пяти десятков зрителей.

Слева от судьи, ближе к выходу, за столом четыре прокурора, напротив них, спиной к окну - Тимошенко, ее защитник Юрий Сухов и дочь Евгения. Между ними свидетельская трибуна. За порядком следят пятеро "грифоновцев", еще трое "просто милиционеров" - двое мужчин и женщина - стоят за спиной подсудимой. Обстановка деловая и спокойная.

Тимошенко в бежевом платье, с идеальной прической и макияжем, явно уставшая, но улыбающаяся, слушает показания очередного свидетеля. На сей раз это экс-министр регионального развития Василий Куйбида. Прокуроры пытаются выяснить, как проходило заседание правительства в январе 2009 года, на котором рассматривался вопрос о газовых договорах, имела ли экс-премьер Украины право давать руководству "Нафтогаза" директивы, как они выглядели и т.д.

Арестовав Тимошенко и изгнав из зала заседания тележурналистов, судья Родион Киреев наконец обрел покой, тишину и перестал нервничать, хотя говорит по-прежнему тихо и неразборчиво. Лишившись прямого эфира, и сама Тимошенко будто бы успокоилась. Кажется, что, воздерживаясь от острот и политических заявлений, она просто экономит силы.

Куйбида напоминает о сложной внешнеполитической обстановке той зимой, об опасности замерзания Украины, о том, что нужно было что-то делать и Тимошенко должна была это делать. Подсудимая сосредоточенно слушает, прокуроры повторяют вопросы, пытаясь найти разночтения в показаниях свидетеля, адвокат с улыбкой протестует, напоминая, что суд должен принимать к сведению только то, что свидетель скажет в суде, а не на досудебном следствии. Допрос закончен, и свидетель так спешит покинуть зал, что забывает у секретаря паспорт.

Следующий - Михаил Ливинский, глава аппарата Тимошенко, личный секретарь, один из самых близких и доверенных людей. Тимошенко улыбается почти с нежностью, явно рада его видеть. Ливинский просит себе отдельного адвоката, и суд благосклонно переносит его допрос. Один из прокуроров при этом как-то двусмысленно улыбается и слышит из дальнего конца зала спокойное, но угрожающее: "Смеется тот, кто смеется последним. Да, это я тебе говорю".

Репликой отметился Андрей Кожемякин - парламентарий, заместитель Тимошенко, а попросту - главный ее телохранитель, генерал СБУ.

Тем временем адвокат Тимошенко попросил суд заседать не каждый день. Поскольку у экс-премьера просто не хватает времени на сон. Ее, по словам Сухова, привозят в СИЗО в девять вечера, а будят в пять утра. Это изматывает подсудимую физически и не дает ей возможности подготовиться к суду.

Однако судья Киреев не стал удовлетворять это прошение. Зато он повторно вызвал в суд Виктора Ющенко, на день объявившегося в Киеве, и вновь улетевшего в отпуск. Еще один отказ явиться по требованию суда чреват для экс-президента принудительным приводом.

Украина