18.08.2011 01:00
Происшествия

VIP-пассажиры едва не стали виновниками катастрофы "Боинга"

по-прежнему провоцируют катастрофы, пренебрегая общепринятыми правилами
Текст:  Александр Ярошенко (Амурская область)
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (5557)
Читать на сайте RG.RU

Сто девяносто три человека оказались на волосок от беды. На высоте десять тысяч метров по лайнеру стал разлетаться пчелиный рой из улья, который пронесли в салон при посадке. Виновных в этом ЧП так и не наказали. Таковы будни сегодняшней авиации.

Недавняя катастрофа Ан-24 с сорока одним человеком на борту в аэропорту Благовещенска, когда самолет сел мимо взлетно-посадочной полосы, вскрыла большой гнойник под названием "бардак". Губернатор региона Олег Кожемяко срочно провел совещание в местном аэропорту. Накануне сдутый ветром Ан-24 заставил власти говорить о целом перечне проблем авиационной безопасности, за каждой из которых жизнь и здоровье сотен людей. Оказалось, только сегодня чиновники узнали, что оборудование Благовещенского аэропорта не просто изношено: кое-какие его элементы эксплуатируются уже по третьему сроку. Что аэропорт не участвует ни в одной из федеральных программ, а перелатанная взлетно-посадочная полоса давно морально и физически устарела. Все это объявили крещеному миру только после авиакатастрофы.

В корпункте "Российской газеты" оказалась папка с документами, в которых вся хроника едва не случившейся беды. То, что пассажиры рейса 798 "Благовещенск-Москва" не пострадали, только чудом и можно назвать.

Утро 28 мая этого года в Благовещенске было ясным и тихим, "Боинг" авиакомпании "Якутия" был полный: 193 пассажира, в числе которых тридцать детей. В этот день амурские чиновники провожали очередную партию проверяющих из Москвы. "VIPов" под белы руки провожал советник амурского губернатора Игорь Берлинский. Заместитель генерального директора аэропорта Анатолий Смирнов нес две коробки, в одной из которых оказался пчелиный рой. Минуя спецконтроль и зону досмотра, насекомых доставили на борт лайнера, коробку поместили в... гардероб бизнес-класса.

Едва самолет набрал высоту 10 000 метров и занял заданный эшелон, как из гардероба стали вылетать недовольные пчелы. Закричали женщины. Одна из них с криком бросилась в хвост самолета. Стюардесса Вера Юрьева позже поясняла Благовещенскому транспортному прокурору: "При посадке я обратила внимание на человека с двумя коробками, у него на пропуске было написано Смирнов Анатолий Владимирович, заместитель директора аэропорта. Он поставил коробки в гардероб и вышел из самолета".

Стюардессам с большим трудом удалось изолировать рой с помощью хлопушек и скотча. При заходе на посадку в московском Внуково командир корабля просил диспетчеров пригласить на борт дезактиваторов. Дезактиваторы не пришли. От коробки с пчелами все пассажиры открестились. Она внезапно оказалась бесхозной...

Прилетевшие два часа ждали багаж. Люди не успевали на другие рейсы. Экипаж своими силами приводил борт в порядок, как могли избавлялись от жалящих пчел. Ужаленный "Боинг" вылетел в Барселону с двухчасовым опозданием.

Проверка для "галочки"

Областные чиновники - зачастую полные хозяева в региональных аэропортах. Ну кто осмелится досмотреть багаж губернатора или его зама?

- Мы в вип-зал идем как на увольнение, - уныло говорили мне работники службы досмотра багажа и ручной клади. "Слуга народа" может пронести на борт самолета все, что ему вздумается. А потом провести грозное совещание и публично поругать виновных.

- Что вы увидели страшного в истории с пчелами? Ну, провели мы проверку. Факты подтвердились, вынесли предписание администрации аэропорта. Дальше уже их дело, как наказывать виновных, - невозмутимо говорит мне транспортный прокурор Благовещенска Денис Мазеин.

Страшно то, что это становится нестрашным для транспортного прокурора. Один укус пчелы - и у человека может развиться анафилактический шок. Можно погибнуть за считаные минуты. А не дай Бог, аллергиком бы оказался командир воздушного судна? Но эти предположения прокурор выслушал молча.

Служебная проверка по этому случаю прошла вяло и закончилась ничем. Ни одного виновного так и не нашли. Бросилась в глаза служебная записка генерального директора авиакомпании "Якутия" Ивана Простита на имя директора Благовещенского аэропорта. Руководитель авиакомпании сетует на то, что пассажиры часто проносят бесконтрольно на борт самолетов спиртное в больших количествах.

9 мая на борту самолета, следовавшего из Благовещенска в Москву, была устроена целая попойка. Пили спиртное, которое пронесли через зону спецконтроля. Генеральный директор "Якутии" пишет руководству Благовещенского аэропорта служебную записку и напоминает о недопустимости подобных фактов. На докладной пространная резолюция заместителя директора аэропорта Смирнова: "К сведению...". Нет даже единой закорючки о проверке служебного расследования и наказании виновных.

Все авиационные правила безопасности написаны кровью. Сегодня в России с почти ежедневными аварийными посадками самолетов они актуальны как никогда. Летные беды будут, увы, и впредь, пока власти, пользуясь привилегиями, могут нарушать все возможные правила.

Аварии и катастрофы Благовещенск Дальний Восток