Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Михаил Владимирович!
Уважаемые участники заседания!
Заседание Совета Министров Союзного государства, которое мы сегодня проводим, по существу подводит итоги нашей работы в Союзном государстве за первое полугодие 2011 года. В связи с этим хотелось бы остановиться на некоторых проблемных вопросах.
I. О ходе выполнения бюджета Союзного государства за первое полугодие 2011 года
Следует отметить, что государства - участники Союзного государства полностью выполнили свои обязательства по перечислению из национальных бюджетов в бюджет Союзного государства.
Финансирование совместных программ и мероприятий Союзного государства в первом полугодии 2011 года осуществлялось ритмично и в достаточных объемах в соответствии с уточненной бюджетной росписью.
Однако освоение государственными заказчиками выделенных бюджетных средств по-прежнему остается проблемным вопросом, хотя общая тенденция в сравнении с 2009 - 2010 годами положительная.
Если в 2009 году исполнение расходной части бюджета по фактически произведенному финансированию составляло 80, 2 процента, а кассовое исполнение 65,3 процента, то за аналогичный период 2011 года эти показатели составляют соответственно 91,6 и 71,5 процента.
Вместе с тем по отдельным программам и мероприятиям положение неудовлетворительное. К ним относятся:
- программа "Борьба с преступностью на территориях государств-участников на период 2008 - 2012 г." (МВД России, МВД Беларуси). Кассовое исполнение за январь-июнь 2011 года - 18,2 процента;
- программа "Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств - участников Союзного государств" (ФТС России, ГТК Беларуси). Кассовое исполнение - 16,1 процента;
- программа "Совершенствование объектов военной инфраструктуры в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации" (Минобороны России, Минобороны Беларуси). Кассовое исполнение - 30,8 процента.
- совместные мероприятия по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации. Кассовое исполнение - 33,2 процента.
Предлагаю, руководствуясь статьей 22 бюджета Союзного государства на 2011 год, потребовать от государственных заказчиков представление в Совет Министров Союзного государства отчетов о ходе реализации программ для принятия решения о целесообразности дальнейшего финансирования этих программ.
II. О дальнейшем развитии работ по поддержке малого и среднего бизнеса в Союзном государстве
Консультации сторон по поддержке малого и среднего бизнеса проводятся сторонами по поручению Совета Министров начиная с 2005 года.
Многие проблемные вопросы были решены в рамках антикризисного Плана, итоги выполнения которого были рассмотрены Советом Министров на заседании 15 марта 2011 года.
Вместе с тем Минэкономразвития России и Минэкономики Беларуси полагают, что эта работа должна быть продолжена.
В частности, необходимо определить меры поддержки малых инновационных компаний, содействия развитию лизинга оборудования для малых компаний, сохранения темпов поддержки экспорта продукции малых компаний, обучения основам предпринимательства, совершенствование законодательства.
Проект протокольной записи у вас имеется. Прошу поддержать.
III. О формировании перспективных балансов нефтяного сырья Союзного государства
На сегодняшнем заседании Совета Министров Союзного государства предполагалось рассмотреть вопрос "О балансе нефтяного сырья Союзного государства до 2012 года".
Однако министерства России и Беларуси, ответственные за подготовку этого вопроса, не смогли внести согласованные материалы.
Позиция министерств понятна.
Они предлагают рассматривать этот вопрос в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
При этом упускается один весьма важный правовой аспект. Дело в том, что в соответствии с Договором о создании Союзного государства сфера энергетики относится к исключительному ведению Союзного государства в отношении России и Беларуси и не может оставаться без периодического внимания Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства.
Отсюда непосредственно следует, что независимо от того, на какой площадке будут формироваться перспективные балансы энергетического сырья, двусторонний баланс должен быть сохранен. К тому же реализация этих балансов осуществляется так же на двухстороннем уровне - на уровне энергетических компаний и министерств двух стран.
IV. О развитии сотрудничества в сфере здравоохранения
Одной из важнейших проблем являются в настоящее время онкологические заболевания, особенно у детей.
Онкология и тяжелая гематологическая патология являются лидирующими причинами детской смертности.
Проблема выздоровления напрямую зависит от возможности проведения трансплантации костного мозга или периферической стволовой клетки.
Для каждого четвертого больного донором становятся родственники, остальным найти донора можно только в регистре потенциальных доноров. Однако ни в России, ни в Беларуси таких регистров нет.
Кроме того, отсутствует правовая основа для вхождения данных о таких донорах в международную систему данных.
Российские и белорусские ученые разработали проект программы "Детская онкология и гематология", которая планируется к реализации, начиная с 2012 года.
Однако существует опасность, что указанная программа не попадет в бюджет 2012 года по причине ее длительного согласования.
Полагаю, что Минздравсоцразвития России и Минздрав Беларуси должны ускорить согласование программы и обязательно представить ее на очередное заседание Совета Министров.
V. Об организации в Союзном государстве работы по формированию единого технопарка
Программа мер по реализации положений Договора о создании Союзного государства предусматривает комплекс мероприятий по формированию единого научно-технологического пространства. В течение многих лет эта работа осуществляется в форме программ Союзного государства.
Это хорошая и эффективная форма сотрудничества, и мы будем продолжать ее использовать.
Однако у этой формы сотрудничества есть существенный недостаток, а именно отсутствие унифицированных инструментов и механизмов трансфера (продвижения) технологий, разработанных в результате программ и доведения их до внедрения. Поэтому разработанные в ходе программ технологии оседают у государственного заказчика.
Полагаю, что создание национальных технопарков позволяет существенно продвинуться в этом направлении.
Если эта идея принципиально находит понимание у вас, Владимир Владимирович, и у Михаила Владимировича, мы можем совместно с заинтересованными министерствами представить Совету Министров более конкретный план работ по созданию технопарка Союзного государства.
VI. Об учреждении премий Союзного государства в области науки и техники
Главами государств - участников Союзного государства поставлена задача перевода экономики наших стран на инновационный путь развития.
В ходе реализации совместных программ, а также в ходе подготовки материалов к заседаниям Совета Министров и Высшего Государственного Совета в Постоянный Комитет поступает информация о весомых и убедительных достижениях научно-исследовательских центров, учреждений и предприятий, отдельных ученых и инженеров в различных областях науки и техники.
Постоянный Комитет обратился в инициативном порядке к министерствам и ведомствам России и Беларуси об учреждении Премии Союзного государства в области науки и техники.
Инициативу поддержали в настоящее время около 20 министерств России и Беларуси, в том числе финансовые и экономические ведомства двух стран.
В случае вашей принципиальной поддержки Постоянный Комитет совместно с заинтересованными министерствами двух стран подготовит на очередное заседание проект Положения и другие нормативные документы, необходимые для учреждения премии.
VII. О руководителе Телерадиовещательной организации Союзного государства
В мае текущего года закончился срок пребывания в должности Председателя Телерадиовещательной организации Союзного государства И.С. Угольникова.
Начиная с этого периода времени, государства-участники рассматривают вопрос о подборе кандидатуры на эту должность. Все необходимые поручения даны, однако вопрос не решается.
По существу в течение нескольких месяцев ТРО остается без руководителя и никакой планомерной работы в организации не проводится.
Серьезную обеспокоенность вызывает вопрос о сохранности имущества, которое создавалось на протяжении многих лет за счет Союзного государства.
Полагаю, что ситуация выходит из-под контроля.
В связи с этим обращаюсь к вам, Владимир Владимирович и Михаил Владимирович, с просьбой решить этот вопрос.
Полагаю, что к очередному заседанию Совета Министров этот вопрос должен быть решен.
Спасибо за внимание.