Кто победил в схватке за власть, которую последний месяц вели между собой президент Сирии Башар Асад и оппозиция?
Формально победа осталась за главой государства - он объявил об успешном завершении военной операции в отношении противников режима. Как утверждают сирийские СМИ, армия и полиция преследуют членов преступных группировок, которых выбили из мятежного города Латакия. В другом сирийском городе Дейр-эз-Зоре все злоумышленники были уничтожены.
Несмотря на международное давление, введение санкций и различного рода громкие заявления, которые звучали не только со стороны Запада, но также из стран арабского мира, Асад, по крайне мере, на время взял ситуацию под контроль. Он даже согласился допустить в Сирию миссию ООН по оценке гуманитарной ситуации. В Дамаске обещали не препятствовать ее деятельности и предоставить "доступ к различным местам".
Каким образом президент Сирии, о котором его израильские соседи досточно категорично говорили, что он продержится не более двух-трех недель у власти, сумел устоять? Безусловно, в подавлении мятежа, охватившего многие суннитские города, ключевую роль сыграла армия: в отличие от Египта или Туниса сирийские военные не стали "брататься" с оппозицией. Они весьма эффективно реагировали на выступления противников режима, не стесняясь применять любое оружие.
Пример Египта, где на скамье подсудимых оказался бывший глава государства и ряд его ближайших сподвижников, не оставил Асаду выбора и заставил его сражаться за власть до конца. Он не поддался на неоднократно звучавшие обещания личной безопасности в обмен на отказ от высокого поста. К тому же, и это надо признать, несмотря на ультиматумы, санкции и открытые угрозы, было заметно, что никто всерьез ни на Западе, ни на Востоке не хотел ввязываться в сирийскую авантюру по свержению действующего режима. Многие сделанные за последний месяц заявления, когда сирийские войска с помощью спецназа и танков наводили порядок в мятежных городах, звучали по необходимости. . Выглядело странным, если бы Франция или США, поддержавшие бомбовыми ударами выступления оппозиции в Ливии, смолчали, когда сирийская армия применила силу в отношении мирных демонстраций протеста. Тем более что свои требования по смене политической элиты сирийская оппозиция в очередной раз завернула в красивый "фантик" из рассуждений о демократии и реформах.
Только на этот раз ее лидеры просчитались в оценке того, насколько далеко готов пойти Запад для свержения Асада. Увязнув в Ливии, имея на носу египетские выборы с непредсказуемым результатом, ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе не были заинтересованы в появлении еще одной слишком горячей точки на Ближнем Востоке. К тому же Евросоюзу не до новых войн - финансовое положение не позволяет. Так что за публичными протестами и введением санкций никаких силовых действий к сирийским властям не последовало. Тем более их не последовало со стороны арабского мира, где давно смирились с тем, что победителей не судят. А победителем, судя по поступающим из Сирии сообщениям, остался Башар Асад. В Дамаске быстро распознали, что на самом деле новые революции никому в мире больше не нужны, и умело воспользовались этим знанием.
Дальнейшие действия Асада выглядят абсолютно предсказуемыми. Применив к оппозиции "кнут", теперь он готов угостить ее "пряником". В ответ на призыв генерального секретаря ООН начать процесс реформ Асад перечислил те преобразования, которые он предпримет в ближайшие несколько месяцев, "включая пересмотр конституции и проведение парламентских выборов". Взамен официальный Дамаск потребует отмены введенных против него санкций.
Тем не менее вопрос о том, прекратятся ли с выводом войск масштабные выступления противников режима, остается открытым. Нельзя исключать , что отказ Асада от применения военной силы оппозиция представит в качестве собственного успеха в борьбе с официальным Дамаском. И как очевидное проявление слабости со стороны главы государства, сдавшегося под давлением международного сообщества. А как известно, слабых правителей на Востоке всегда свергают.