Вчера премьер-министр Владимир Путин прилетел на авиасалон МАКС-2011, чтобы оценить своими глазами новейшие достижения отечественной и мировой авиакосмической промышленности.
Самолет главы правительства приземлился прямо на летном поле в Жуковском. Владимир Путин выступил с небольшой речью, после чего несколько часов ходил по павильонам, изучая выставленные образцы техники. Премьер-министр назвал авиасалон "хорошей, добротной международной площадкой".
В этом году в выставке принимают участие 842 компании из 40 стран мира. "Это для МАКСа рекорд, очень хороший показатель, - считает Владимир Путин, - говорит о том, что интерес к московскому салону постоянно растет". "Для молодых людей это особенно интересно, поскольку многие здесь обретают и свою мечту", - добавил он.
"Развивая российский авиапром, российскую ракетно-космическую индустрию, мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что это не просто показатель, в котором отражается, как в капле воды, престиж государства, хотя и это важно. Но это еще и обеспечение обороноспособности страны, ее безопасности, это возможность создания условий для современного экономического роста и технологического развития", - заявил премьер-министр. "Может быть, главное здесь - создание новых возможностей для самореализации людей. Здесь создаются как новейшие технологии по внедрению свежих интересных идей, так и новые интересные рабочие высокооплачиваемые места, здесь определяется спрос и на умные головы, и на золотые руки", - отметил он.
"Государство оказывало и будет продолжать оказывать поддержку российскому аэрокосмическому комплексу, для нас это абсолютный стратегический приоритет", - заверил глава правительства. За 2009-2011 годы на программы развития отрасли было выделено свыше 270 млрд рублей, а по уровню ежегодных расходов на освоение космоса Россия заняла четвертое место в мире по абсолютным объемам вложения средств.
Владимир Путин подчеркнул, что, даже несмотря на кризисные явления в мировой экономике, ни одна авиакосмическая программа в стране не была сокращена: "Все финансировались ритмично и в полном объеме". Ракетная отрасль вообще в отличие от других показала безусловный рост и поддержала российскую экономику, добавил он.
Но для целей развития нужен мощный интеллектуальный, технологический центр. Он расположится в Жуковском и будет называться Национальный центр авиастроения, напомнил премьер. На базе центра появится инновационное ядро отечественного авиапрома. "Здесь должен будет возникнуть исследовательский и производственный кластер мирового уровня с необходимой образовательной, социальной, транспортной инфраструктурой", - пояснил Путин. Он также предложил создать в Жуковском музей истории авиации.
"Транспортную инфраструктуру мы уже начали развивать, скромные шаги в этом направлении уже сделаны: построена дорога, два моста. Это начало", - заявил председатель правительства. "Дорогу для движения открыли, пустили дополнительные электрички, автобусы, - рассказал "РГ" глава оргкомитета МАКСа, замгубернатора Московской области, министр транспорта Подмосковья Петр Кацыв - он уже не один год занимается подготовкой и проведением авиасалона. - Всех гостей готовы перевезти". Новая дорога, движение по которой началось вчера, была построена по поручению Владимира Путина. В марте 2008 года он дал местным властям задание - сделать современный удобный подъезд к авиасалону. Трасса получилась четырехполосная, первая очередь - длиной 4,5 км - от М-5 "Урал" позволяет максимально оперативно попасть на МАКС и избежать пробок. Это тем более актуально в преддверии выходных, когда на авиасалон подтянутся все желающие, и число посетителей будет исчисляться уже не десятками тысяч, а сотнями.
Вчера же двери экспозиции были открыты только для чиновников и бизнесменов, как и позавчера - в день открытия, пояснил Кацыв: "Идет деловой день, проходят деловые встречи". Основная масса посетителей прибудет на выходных. "Пятница, суббота, воскресенье - в эти дни мы ожидаем 180 тысяч человек", - подтвердил он.
Одним из главных успехов авиасалона можно назвать крупный контракт "Трансаэро" на покупку А-320, сообщил "РГ" Петр Кацыв. "Трансаэро" и "Эйрбас" подписали меморандум о намерении приобрести восемь таких машин. Всего в России 180 "Эйрбасов". Кстати, как раз самый большой пассажирский самолет "Эйрбас А-380" и стал одной из изюминок выставки. Помимо этого, в тройке новинок - "Боинг Дримлайнер", истребитель пятого поколения ПАК ФА, перечислил Кацыв. И, конечно, самолет "Суперджет 100", который премьер увидел на летных испытаниях.
Еще в программе приняли участие вертолеты Ми и Ка, истребители Су-35, Су-32, МиГи, самолеты Ту-204СМ и Бе-200ЧС. Впервые продемонстрировали свои возможности в воздухе и российские истребители пятого поколения Т-50. А под конец настоящий класс показали асы - "Русские витязи" и "Стрижи". В присутствии Владимира Путина был подписан весомый пакет документов, среди них как соглашения о партнерстве между отечественными компаниями, так и договоры о поставках.
Премьер заходил внутрь кабин различных воздушных машин и даже покатался на отечественном "сегвэе", который сконструировал юный изобретатель. Машина представляет собой платформу, движущуюся по заданной программе. Владимир Путин прокатился на изобретении, но затем механизм, вероятно, заклинило и платформа закрутилась. Глава правительства посоветовал доработать новинку.
На улице стояла ужасная жара и по дороге из павильона в павильон премьер решил купить мороженое. Подошел к киоску и приобрел вафельные стаканчики с лакомством по 60 рублей для себя, вице-премьера Сергея Иванова и главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова. Путин протянул кассиру 300 рублей. "Сдачу давай!" - потребовал кто-то из его окружения. Но премьер уже пошел дальше осматривать новинки и денег не взял. Иванов стоял рядом с Путиным и несколько раз повторял, что деньги главе правительства вернет, а заплатить за себя не смог, потому что у него нет купюры мельче 500 рублей. Премьер и вице-премьер так и шли, на ходу лакомясь мороженым. "Прижимистый Сергей Борисович человек, - пошутил Путин, входя в очередной павильон. - Вчера получку получил". Тем временем Иванов наконец объяснил журналистам, чем МАКС отличается от Ле Бурже: "Там беспорядка больше, а здесь организация лучше". Он был крайне доволен тем, что ему удалось быстро добраться до выставки.