Главной изюминкой космической экспозиции МАКС-2011 стала концепт-модель нового возвращаемого пилотируемого корабля.
Он должен прийти на смену космическим "работягам" - "Союзам". Макет "в полный рост" представила РКК "Энергия".
Как уже писала "РГ", летные испытания перспективной пилотируемой космической системы планируется начать в 2018 году с космодрома Восточный. Вместе с тем, по словам руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина, сегодня в этом вопросе есть несколько направлений, каждое из которых внимательно рассматривается. Что имеется в виду?
Первый вариант корабля предназначен для решения целевых задач, то есть для чисто научных экспериментов и исследований, в автономном полете с экипажем до четырех человек и продолжительностью полета до 30 суток. Второй вариант - для транспортно-технического обслуживания орбитальных пилотируемых станций с экипажем уже до шести человек.
Понятно, что именно с новым кораблем связывается будущее пилотируемой космонавтики. Безусловно, его запуск, да еще с нового космодрома, станет более чем значимой вехой в развитии пилотируемой отечественной космонавтики. Между тем сегодня многие специалисты все больше говорят о том, что у "пилотников" не просматриваются достойные научно-технические задачи. А просто заниматься обслуживанием орбитальной станции и решать "точечные" задачи - тупик.
Тот же Владимир Поповкин незадолго до открытия МАКСа заметил: "Если от пилотируемой космонавтики будут видны результаты, значит, она полезна". Накануне перспективы пилотируемой космонавтики наряду с другими он обсудил со своим коллегой, главой Европейского космического агентства Жан-Жаком Дорденом. Как заметил Владимир Поповкин, сегодня целый ряд рабочих групп разрабатывает "дорожные карты" развития пилотируемой космонавтики. Правда, он сделал оговорку: эти "дорожные карты" имеют пока больше философский взгляд. Куда конкретно нужно дальше двигаться. "Самое главное тут - понимать: зачем и для чего мы развиваемся", - сказал Поповкин. Но в самое короткое время эксперты подготовят уже конкретные предложения.
"Вписывается ли в эту "космическую философию" полет человека на Марс?" - задал вопрос руководителям космических агентств корреспондент "РГ". Известно, что у этого проекта противников не меньше, чем сторонников. Но и Дорден, и Поповкин подтвердили: да, на Марс лететь надо. Хотя о сроках говорить, разумеется, рано.
- Я спрашивал ученых: если бы Марс и Луна оказались на одном расстоянии, куда бы полетел человек? - сказал Владимир Поповкин. - Все сказали однозначно - на Марс. Но, естественно, это не вопрос завтрашнего дня. Думаю, человечество научится преодолевать такие расстояния - и временные, и физические. И с точки зрения науки Марс, конечно, гораздо более интересен.
Владимир Поповкин и Жан-Жак Дорден подтвердили дату запуска ракеты "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане. Он состоится 20 октября: "Союз" должен вывести на орбиту два европейских спутника "Галилео".
Отвечая еще на один вопрос "РГ", о приоритетах в развитии научного космоса, Поповкин ответил так:
- Уже выбраны пять направлений и требуются еще полтора-два месяца, чтобы определиться и выбрать одно интересное и наиболее важное. Чтобы это был совместный проект, где бы была наиболее глубокая интеграция. В конце ноября мы объявим это одно ключевое направление, по которому будем действовать вместе.
Правда, какие пять направлений, не назвал. "Предварительно мне не хотелось бы об этом говорить. Это ученый мир, и предварительные оценки чиновников иногда оказывают медвежью услугу", - уточнил руководитель Роскосмоса.
На вопросы "РГ" о новом пилотируемом корабле ответил инструктор-космонавт-испытатель, руководитель научно-технического центра РКК Энергия Александр Калери.
Российская газета: Александр, вы пять раз работали на орбите. Мнение летавших космонавтов учитывается при разработке нового корабля?
Александр Калери: Конечно. И не только летавших. Космонавты - полноправные участники процесса. Макетирование, эргономические вопросы, информационное обеспечение экипажей в основном за нами. Постоянно приходится решать какие-то вопросы со специалистами.
РГ: По сравнению с кораблем "Клипер" насколько этот проект продвинулся вперед?
Калери: Что значит вперед? Здесь вопрос связан с видением на будущее дальнейшего использования в перспективных программах. Тут нужно учитывать все аспекты. Эти корабли просто разные.
РГ: Вы хотели бы полететь на нем?
Калери: Мы готовы летать на всем, что летает. Будем испытывать его, когда дело дойдет до реализации. Хорошо, что будут люди, которые достаточно глубоко с самого рождения понимают все проблемы и устройства, и что стояло за теми решениями, которые в конечном итоге будут воплощены в жизнь. Вот это и есть нормальная работа испытателя, который берется за идею с самого ее зарождения, через все трудности доходит до летных испытаний.
РГ: Еще полетите в космос?
Калери: Для меня полеты не самоцель. Я рассматриваю их как продолжение наземной работы по созданию и отработке техники, по испытаниям, по подготовке космонавтов. Если есть задача, если есть необходимость, надо лететь. А полет ради полета - это не для меня.
Между тем
Эскизный проект космического корабля с ядерной энергоустановкой мегаваттного класса будет завершен к концу 2012 года. Проектирование ядерного реактора для него - уже в 2011 году. Об этом заявил на авиасалоне МАКС-2011 генеральный директор государственного научного центра имени Келдыша Анатолий Коротеев. "Мы демонстрируем линейку электроплазменных двигателей, разработанных в разные годы, и делаем выводы, что на их основе вполне можно выйти на требуемый уровень мощности для будущего проекта", - сказал академик. Кроме того, впервые представлена линейка электрокомпозитных материалов, предназначенных для разработки высокотемпературных турбин и сопел.
По словам Коротеева, наиболее сложный вопрос на сегодня - разработка холодильника-излучателя. "Это очень напряженный блок работы ядерной энергоустановки, - заметил он. - Мы очень сильно продвинулись в данном направлении: помимо облика холодильника-излучателя на стадии эскизного проекта мы выбрали, наконец, особую жидкость, способную работать в условиях открытого космоса. Это органо-жидкостная композиция, обеспечивающая радиационную стойкость в условиях космического полета".