18.08.2011 00:50
Общество

Частным компаниям разрешат оказывать соцуслуги пожилым гражданам

К соцуслугам для пожилых допустят частные компании
Текст:  Марина Грицюк
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (5557)
Читать на сайте RG.RU

Социальные услуги будут оказываться россиянам по-новому с 2013 года. К социальному обслуживанию допустят частные компании, а для регионов установят единые правила игры.

Законопроект разрабатывает Минздравсоцразвития России. В ближайшее время начнется его публичное обсуждение. Что изменится в сфере соцуслуг, чего ждать потребителям и предпринимателям? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает директор департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития России Ольга Самарина.

Российская газета: Ольга Викторовна, объясните, пожалуйста, для чего нужен новый закон об основах социального обслуживания населения? Старый уже не актуален?

Ольга Самарина: Действующий закон был принят в 1995 году. Тогда за социальное обслуживание отвечали и Федерация, и регионы. С 1 января 2005 года полномочия по предоставлению социальных услуг были переданы субъектам. И они оказались в ситуации: есть обязательства, но непонятно, как их финансировать. Кроме того, в старый закон вносилось множество изменений. Сейчас продолжать точечно корректировать его нецелесообразно. Проще создать новый, и мы делаем это в соответствии с поручением президента. В законопроекте мы хотим установить единые правила по всей территории России. А уж в зависимости от возможностей субъекта, от потребности населения региональные власти смогут принять дополнительные нормативно-правовые акты и расширить перечень услуг и требований к ним.

РГ: Судя по всему, будет расширена сфера применения платных услуг?

Самарина: С чем мы столкнулись сейчас: в действующем законе минимальная планка дохода, при которой услуги бесплатны, - один прожиточный минимум. Но сейчас у нас нет пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума. Значит, как только они обращаются за соцуслугами, формально с них должны плату попросить. Регионы устанавливают более высокие планки доходов для получения бесплатных услуг, но они везде разные. В новом законе будет прописан новый минимум. Предположительно установим планку среднедушевого дохода не менее 1,5 прожиточного минимума. Установим особый порядок расчета величины дохода для получения бесплатных соцуслуг. В него не будут включаться разного рода социальные пособия.

РГ: А сам подход к оказанию услуг изменится?

Самарина: Мы впервые пытаемся ввести в закон учет индивидуальных потребностей человека. Методику их оценки установит Федерация, а субъекты должны с учетом специфики проживания, ментальности населения сделать нормативно-правовой акт, который учтет индивидуальные потребности жителей. И довести информацию до людей: на какой набор услуг они имеют право и почему именно на него, а не на какой-то другой.

РГ: Можете привести конкретный пример?

Самарина: Разным людям требуются разные услуги. Пенсионер живет с родными в хороших бытовых условиях, здоров, способен себя обслуживать, и даже если он решит переехать жить в пансионат для пожилых людей - это одна история. Совсем другая, если человек болен, одинок, живет в доме без коммунальных услуг. Согласитесь, эти люди нуждаются в разном наборе социальных услуг. Кому что положено, и будет определяться новыми правилами.

РГ: Изменится ли набор бесплатных услуг?

Самарина: Система соцобслуживания работает, она сложилась. Услуги предоставляются в стационарных условиях, полустационарах и на дому. Они бывают социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые. Мы дадим расшифровку, какие виды услуг должны оказываться внутри этих блоков, исходя из практики работы. А конкретный перечень будут формировать регионы.

РГ: Со стационаром и надомным обслуживанием все понятно, а что такое полустационар?

Самарина: Это центры с дневным пребыванием, куда люди приходят восстановить здоровье, при необходимости получить социально-бытовые или правовые услуги. Эти центры уже существуют. Их по стране примерно 4,5 тысячи - они есть почти в каждом городе, обслуживают около 20 миллионов человек. Они неплохо оснащены, в том числе реабилитационным оборудованием. У нас люди не лечатся, но могут получить оздоравливающие профилактические процедуры, направленные на восстановление и укрепление организма: грязевые ванны, массаж, лечебную гимнастику.

РГ: И это все бесплатно?

Самарина: Бесплатно для тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации и имеет невысокий доход. Чтобы попасть туда, нужно написать заявление в органы соцзащиты, и они дадут направление.

РГ: Боюсь, не все знают об этих возможностях.

Самарина: Соцзащита работает по заявительному признаку. Если человек в чем-то нуждается, он должен об этом сказать. Я категорически против, чтобы социальная услуга стала навязанной. Другой вопрос, население должно быть проинформировано. В новом законе мы выделяем специальный блок по поводу обязанности и ответственности регионов создавать информационное пространство через СМИ, информационные листки, которые должны размещаться везде, где бывают люди: в магазинах, аптеках, поликлиниках.

РГ: Уточните, что такое трудная жизненная ситуация?

Самарина: В законопроекте предполагается закрепить исчерпывающий перечень. К попавшим в трудную жизненную ситуацию будут относиться люди пожилого возраста - старше 60 лет, в первую очередь одинокие (даже если есть родственники, но они живут в другом городе), инвалиды, люди, подвергшиеся насилию в семье или имеющие иные семейные проблемы, например, наркозависимых членов семьи, детей-инвалидов. Беспризорные, безнадзорные люди. Освобожденные из мест лишения свободы. Пострадавшие от разного рода конфликтов, катастроф, от действий третьих лиц. В ходе общественного обсуждения список может измениться.

РГ: Какие услуги можно будет получить бесплатно?

Самарина: Для отдельных категорий все социальные услуги оказываются бесплатно в независимости от уровня их дохода. Мы пытаемся в законопроекте установить бесплатное предоставление стационарных социальных услуг для всех. При этом сохранится плата за проживание, как и в настоящее время, в размере фактических затрат, но не более 75 процентов от пенсии. Повторяю, сами социальные услуги будут предоставляться бесплатно. Как и сейчас, все социальные услуги несовершеннолетним и детям-инвалидам также будут предоставлять бесплатно. Кроме того, с них не будет взиматься и плата за проживание в условиях стационара. Бесплатно предоставляются услуги пострадавшим от межэтнических конфликтов, катастроф и третьих лиц. По сути, платные услуги у нас остаются только в нестационарных условиях, и то, когда они выходят за рамки установленного в субъекте перечня бесплатно предоставляемых социальных услуг.

РГ: Расценки на платные услуги регионы сами будут устанавливать?

Самарина: Мы подготовим общие для всех подходы для расчета тарифов.

РГ: Правда ли, что по новому закону соцуслуги будут оказывать не только госучреждения, но и частные компании?

Самарина: Организация предоставления социальных услуг предполагает установление государственного задания автономным, бюджетным и казенным государственным учреждениям социального обслуживания. Организационно-правовые формы этих учреждений регионы определяют сами. То, что не вошло в государственное задание, но является ответственностью региональной власти, будет предметом формирования государственного заказа на предоставление социальных услуг. В его исполнении на конкурсной основе могут участвовать организации всех организационно-правовых форм, в том числе и частные предприниматели.

Победитель конкурса исполняет государственный заказ в соответствии с техническим заданием. Выполнение государственного заказа контролирует заказчик - государство в лице органов исполнительной власти региона. Контроль качества услуг проводят и региональные органы Роспотребнадзора и прокуратуры. Победитель будет бесплатно оказывать людям услуги, а регион - их оплачивать.

РГ: Как будут отбираться претенденты на предоставление платных услуг?

Самарина: У нас нет ни лицензирования, ни сертификации. Любой может прийти на этот рынок. Но если это услуги в стационаре, то здесь есть соответствующие требования - санитарно-гигиенические, пожарной безопасности и так далее. И если в стационаре будет плохо, люди за плату туда не пойдут. Платные услуги на дому будет регулировать рынок.

РГ: Но как будет обеспечиваться безопасность людей? Мало ли кто может скрываться под маской соцработника?

Самарина: Это вопрос не к соцзащите, а к правоохранительным органам. Одно могу сказать точно - если соцработник пришел по заявлению человека в социальные службы, можно не бояться. Компании, хоть малые, хоть крупные, выигравшие конкурс, как я уже говорила, будут тщательно контролироваться. Если же вы сами, по объявлению в СМИ или на заборе, ищите себе сиделку или помощницу, тут уж сами несете ответственность за человека, которого пускаете в дом.

комментарий

Наталия Ушакова, вице-президент общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России":

- Представители малого и среднего бизнеса ждут этот закон. Наметился тренд государства - передача ряда функций предпринимателям. Это уже происходит в здравоохранении, когда на рынок ОМС начали допускать частные лечебницы, и в других сферах. Сейчас в России в малом бизнесе занят 21 процент трудоспособного населения, а через 10 лет, согласно программе "2020", их должно быть 50-60 процентов. Что касается социальных услуг, то, на наш взгляд, надо не только дать возможность частникам оказывать их, но и изменить подход. Социальный работник должен не просто прийти два раза в неделю и принести курицу и огурец. Он должен присматривать за пожилым человеком, регистрировать состояние его здоровья с помощью специальных приборов и в режиме онлайн передавать эту информацию лечащему врачу, чтобы тот мог оперативно дать рекомендации по уходу. Подобные схемы давно работают во многих странах, в том числе Японии, Китае, Израиле. С одной стороны, они позволяют более качественно заботиться о пожилых людях и инвалидах, с другой - уменьшают расходы государства на здравоохранение. И наша организация будет добиваться, чтобы функции соцработников были расширены. Другое дело, что таких специалистов готовить надо, нужны специальные обучающие центры.

По поводу расценок, сейчас в среднем соцработники зарабатывают 15 тысяч рублей в месяц. Для регионов это неплохие деньги, и найдется много малых предприятий, которые возьмутся за это дело . Будет лучше, если на рынке появятся сетевые управляющие компании, обслуживающие, скажем, сразу несколько населенных пунктов. Это позволит им сокращать издержки. И за рамки малого бизнеса такие компании все равно не выйдут, поскольку один из его критериев - численность работников до 200 человек.

Соцзащита Минздрав