Среди сенсаций, скандалов и шумных московских премьер Малый театр невозмутимо высится как цитадель театрального академизма и его последний оплот. Одних это раздражает, другим - нравится, третьи мечтают стереть его с театральной карты России вместе с остатками репертуарного театра, разлагающегося, по их мнению, на глазах. Между тем одним из самых значимых событий прошедшего сезона стало принятие Малого театра в Союз театров Европы.
Европейский театральный союз - это альянс лучших европейских театров, созданный по инициативе знаменитого итальянского режиссера Джорджо Стрелера. В нем представлены такие громкие режиссерские имена, как Кристиан Люпа и Деклан Доннеллан, а Россия до недавнего времени была в нем представлена такими разными театрами, как МДТ Льва Додина и "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева. Последний от членства отказался в связи с насильственным отлучением от своего театра.
Таким образом, Малый театр в некотором смысле сменил его в этом престижном сообществе. Особенность искусства Малого театра в том, что оно направляется и развивается не чьей-либо режиссерской волей, а мощной театральной традицией, у истоков которой - фигуры Щепкина и Мочалова, Садовского и Ермоловой. В спектаклях Малого дышит, обновляется и освежается та самая традиция русского актерства, которую ныне крупнейшие мастера мирового театра признали ценным культурным достоянием не только России, но и всей Европы.
Вот и прошедший сезон в Малом театре определился не столько крупными режиссерскими удачами, сколько актерскими свершениями (не случайно на сайте театра всегда можно найти информацию о каждом новом вводе в текущий репертуар). Порадовал возвращением Василия Бочкарева на сцену после длительной болезни. Вернулись в репертуар и задышали по-новому спектакли с его участием - "Дети солнца", "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Мнимый больной", "Последняя жертва". В самом начале сезона художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин - исполнитель заглавной роли в булгаковском "Мольере" - был отмечен дипломом "За лучшую мужскую роль" на Международном форуме "Золотой Витязь". Артиста увлекла тема трагически печальной судьбы, идущей к своему закату, а в этом сезоне тема прощания и прощения зазвучала в полную меру и силу.
Ценность разумного художественного консерватизма Малого имеет и другую сторону, не менее важную, чем актерскую, а именно - зрительскую. Глядя на зрителей, заполняющих из вечера в вечер зал Малого театра, понимаешь, что все разговоры о разделении публики на элитарную и массовую - фикция. Здесь, в торжественном и прекрасном зрительном зале, зрители по-прежнему остаются представителями народа, а не частью "электората", "налогоплательщиками" или "потребителями".
В новом сезоне традиция обращения к высокой классике будет поддержана двумя постановками. Пушкинская формула о "судьбе человеческой, судьбе народной" найдет свое выражение в своеобразном сценическом диптихе. Судьбе человеческой посвящена чеховская "Скучная история" в постановке Сергея Женовача, судьбе народной - толстовский роман "Война и мир" в постановке Сергея Соловьева. Что касается фестивальных инициатив Малого театра, то необходимо упомянуть о двух объединенных темой театрального братства. По давней традиции, в апреле состоится фестиваль "Островский в доме Островского", в программе которого - лучшие спектакли провинциальной России, отражающие творчество великого русского драматурга. Ну, а в феврале впервые в России пройдет фестиваль Союза театров Европы, который призван поддержать идею диалога разных национальных культур. На прославленной сцене Малого выступят труппы из Италии, Франции, Германии, Чехии, Израиля, Испании.