18.08.2011 00:00
Культура

Малый театр приняли в Союз театров Европы

Старейший театр вошел в европейский союз
Текст:  Нина Шалимова
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (5557)
Читать на сайте RG.RU

Среди сенсаций, скандалов и шумных московских премьер Малый театр невозмутимо высится как цитадель театрального академизма и его последний оплот. Одних это раздражает, другим - нравится, третьи мечтают стереть его с театральной карты России вместе с остатками репертуарного театра, разлагающегося, по их мнению, на глазах. Между тем одним из самых значимых событий прошедшего сезона стало принятие Малого театра в Союз театров Европы.

Европейский театральный союз - это альянс лучших европейских театров, созданный по инициативе знаменитого итальянского режиссера Джорджо Стрелера. В нем представлены такие громкие режиссерские имена, как Кристиан Люпа и Деклан Доннеллан, а Россия до недавнего времени была в нем представлена такими разными театрами, как МДТ Льва Додина и "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева. Последний от членства отказался в связи с насильственным отлучением от своего театра.

Таким образом, Малый театр в некотором смысле сменил его в этом престижном сообществе. Особенность искусства Малого театра в том, что оно направляется и развивается не чьей-либо режиссерской волей, а мощной театральной традицией, у истоков которой - фигуры Щепкина и Мочалова, Садовского и Ермоловой. В спектаклях Малого дышит, обновляется и освежается та самая традиция русского актерства, которую ныне крупнейшие мастера мирового театра признали ценным культурным достоянием не только России, но и всей Европы.

Вот и прошедший сезон в Малом театре определился не столько крупными режиссерскими удачами, сколько актерскими свершениями (не случайно на сайте театра всегда можно найти информацию о каждом новом вводе в текущий репертуар). Порадовал возвращением Василия Бочкарева на сцену после длительной болезни. Вернулись в репертуар и задышали по-новому спектакли с его участием - "Дети солнца", "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Мнимый больной", "Последняя жертва". В самом начале сезона художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин - исполнитель заглавной роли в булгаковском "Мольере" - был отмечен дипломом "За лучшую мужскую роль" на Международном форуме "Золотой Витязь". Артиста увлекла тема трагически печальной судьбы, идущей к своему закату, а в этом сезоне тема прощания и прощения зазвучала в полную меру и силу.

Ценность разумного художественного консерватизма Малого имеет и другую сторону, не менее важную, чем актерскую, а именно - зрительскую. Глядя на зрителей, заполняющих из вечера в вечер зал Малого театра, понимаешь, что все разговоры о разделении публики на элитарную и массовую - фикция. Здесь, в торжественном и прекрасном зрительном зале, зрители по-прежнему остаются представителями народа, а не частью "электората", "налогоплательщиками" или "потребителями".

В новом сезоне традиция обращения к высокой классике будет поддержана двумя постановками. Пушкинская формула о "судьбе человеческой, судьбе народной" найдет свое выражение в своеобразном сценическом диптихе. Судьбе человеческой посвящена чеховская "Скучная история" в постановке Сергея Женовача, судьбе народной - толстовский роман "Война и мир" в постановке Сергея Соловьева. Что касается фестивальных инициатив Малого театра, то необходимо упомянуть о двух объединенных темой театрального братства. По давней традиции, в апреле состоится фестиваль "Островский в доме Островского", в программе которого - лучшие спектакли провинциальной России, отражающие творчество великого русского драматурга. Ну, а в феврале впервые в России пройдет фестиваль Союза театров Европы, который призван поддержать идею диалога разных национальных культур. На прославленной сцене Малого выступят труппы из Италии, Франции, Германии, Чехии, Израиля, Испании.

Драматический театр Москва Столица