18.08.2011 00:37
Происшествия

ГИМС Москвы за время навигации-2011 оштрафовала 230 владельцев судов

Как найти управу на "водных" нарушителей?
Текст:  Сергей Михеев Ирина Огилько
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (5557)
Читать на сайте RG.RU

Только в августе - две аварии на Москве-реке, погибли десять человек. До этого был несчастный случай на катере с выпускниками на борту. От винтов проплывающих яхт погибли люди и в прошлом году. Корреспондент "РГ" вместе с инспекторами Государственной инспекцией по маломерным судам Москвы (ГИМС Москвы) отправился в рейд, чтобы выяснить, почему вода стала такой опасной.

В выходные она кипит от яхтсменов, серфингистов, гидроциклистов, любителей кататься на водных лыжах... На всем протяжении столичной территории за порядком следят четыре подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Садимся у пирса в Строгинской пойме в патрульный катер к двум инспекторам ГИМС 3-го отдела. Их территория - от МКАД (район города Красногорска) до 9 шлюза или Карамышевской набережной. В две стороны с заходом во все бухточки путь - 43 километра (сюда входит Москва-река, лука Серебяного бора, Строгинская пойма, канал имени Москвы, Химкинское спрямление). Это самый оживленный на территории города участок, ограничений ни по скорости, ни по габаритам судов нет.

Приближаемся к Каналу имени Москвы, инспектор, заметив незнакомца, включает проблесковый маяк, сирену, и на всех парах идет к обшитой деревом яхте. Но в десятке метров от нее выключает сигналы. На борту судна - красный номер, значит, яхта зарегистрирована в спортивном судовом регистре.

"Проверять документы у спортсменов излишне, - поясняет начальник третьего отдела ГИМС Москвы Андрей Ивленков. - как правило, они не нарушают, ведь за любой промах их могут снять с соревнований".

Как рассказали инспекторы, жестко проверяют подряд все суда лишь в начале навигации, затем - выборочно. Ведь по статистике в конце весны - начале лета нарушителей больше. Многие после зимы забывают дома судовой билет, регистрацию судна или, к примеру, талон технического осмотра. Еще одно частое нарушение - непрохождение ежегодного техосмотра. Стоит процедура всего 60 рублей и требует не так много времени. Зато после него владельцу придет по почте извещение о транспортном налоге, а для маломерного судна он доходит до 80 тысяч рублей. Но не все хотят раскошеливаться. Выходит, повстречаться, что называется, нос к носу с катером, у которого не отлажено, к примеру, рулевое управление, пара пустяков...

"К середине лета, как правило, судовладельцы исправляются", - успокаивает Ивленков. Но оптимизма это не внушает.

Тем временем подплываем к новой посудине под романтичным названием "Каравелла". "Опять проверять будете? Сколько же можно? Вчера проверяли, на прошлой неделе..." - ворчит Сергей Савкин, как выяснилось, муж владелицы яхты, и протягивает документы. Все в порядке, и мы отправляемся дальше. Мужчина с двумя малолетними девочками на гидроцикле подрезает патрульный катер и скрывается за поворотом реки. Догнать его нельзя, скорости несоизмеримые: 100 лошадей против 70. "И на таких есть управа, ведь в любой рейд выходим с видеофиксацией, - продолжает Ивленков. - Это помогает и в случае, если капитаны вступают в спор. Так что никто от наказаний не скроется".

А вот они не самые строгие. Так, согласно Кодексу об административных правонарушениях Москвы, за отсутствие регистрации судна предусмотрен штраф от 500 рублей до 1000. Если нет удостоверения на право управления судном - от 1000 до 1,5 тысячи рублей. Нарушение правил плавания наказывается от предупреждения до лишения прав. Принимает решение о лишении суд. Самые строгие наказания за отсутствие всех документов и за алкогольное опьянение. С начала навигации на этой территории поймали за руку всего двух пьяных капитанов, они отделались штрафами.

При подобной работе с начала лета по середину августа было выписано 230 штрафов на сумму около 150 тысяч рублей. Аналогичная ситуация, как оказалось, и на других участках Москвы-реки в пределах города. В разы больше нарушителей в области, но там и водных объектов больше. Кардинально повлиять на ситуацию может только повышение штрафов, утверждают инспекторы. В противном случае капитаны так и будут нарушать правила, а пострадают ни в чем не повинные люди.

Охрана порядка ЦФО