18.08.2011 00:50
Власть

Эксперт: Фактически права пассажиров в российских аэропортах законом не защищаются

Кто ответит за вред, причиненный здоровью пассажира, если он пострадал в аэропорту?
Текст:  Виталий Бордунов (профессор, председатель правления Независимого института международного права, эксперт ИКАО)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №182 (5558)
Читать на сайте RG.RU

Несчастный случай с 4-летним мальчиком, который произошел 21 июня в современном терминале "D" аэропорта Шереметьево, принадлежащем компании "Аэрофлот", закончился трагически.

Рука ребенка оказалась втянута в проем лифта. Малыш получил тяжелейшую травму. Были порваны пять сухожилий кисти руки и артерия. Операция длилась три часа, затем он почти месяц провел в Филатовской больнице. Теперь предстоит длительная, не менее года, реабилитация.

Неделю спустя случилась другая беда. Замечательная актриса Инна Чурикова, прилетев в Москву после гастролей в Киеве, поскользнулась на мокром полу в другом терминале Шереметьево. Она получила травму руки и ноги. И в том и другом случае возникает вопрос: с кого вправе спросить пострадавший пассажир и потребовать возмещение за вред, причиненный его здоровью при нахождении в аэропорту? Что предусмотрено на этот счет в законодательстве?

В этих частных, казалось бы, случаях как в зеркале отражена проблема национального масштаба. Все, что случилось с малолетним мальчиком и взрослой актрисой, может произойти с любым пассажиром во время пребывания в аэропорту. Существуют потенциальные риски, которые при всей предусмотрительности время от времени могут проявляться. Аэропорт - источник повышенной опасности. Во-первых, это место массового скопления пассажиров и встречающих или провожающих. По этим причинам нередко террористы избирают аэропорты для совершения своих чудовищных актов.

Во-вторых, аэропорт насыщен разными механизмами и оборудованием, представляющими опасность для человека. К ним, в частности, относятся лифты, эскалаторы, трапы и другое оборудование терминалов. По данным Ростехнадзора, в 2010 году было зарегистрировано 20 тысяч несчастных случаев при пользовании лифтами и эскалаторами. Небезопасен мокрый пол в аэропорту. И кому как повезет. Но если пассажир поскользнулся и упал - травма ему обеспечена. Дальше гипс, длительное лечение, сорванные планы. У пострадавшего возникает масса проблем. Лечение может длиться месяцами, а то и годами. Последствия травмы могут долго сказываться на здоровье, и на его восстановление потерпевший вынужден будет тратить значительные средства. А где их взять, ведь не все пассажиры так состоятельны, чтобы нести непредвиденные расходы, связанные с внезапной необходимостью срочного лечения.

В этих случаях потерпевшего должен выручать закон, в соответствии с которым он мог бы возместить вред, причиненный его здоровью во время нахождения в аэропорту. Увы, любой пострадавший попадает в патовую ситуацию. Закона, расставляющего все точки над i по вопросам порядка и условий возмещения вреда жизни и здоровью, причиненного в аэропорту, в нашем законодательстве нет. Есть только общие слова в Гражданском кодексе, но его формулировки настолько общи и неконкретны, что они мало чем могут помочь потерпевшему. Каждому из них придется приложить титанические усилия, чтобы получить с аэропорта возмещение за вред здоровью. Суд, не имея четких установок закона, волен решать вопрос о материальной компенсации как ему заблагорассудится, а это делает бесперспективными ожидания справедливого решения.

Фактически права и законные интересы миллионов пассажиров, пользующихся услугами российских аэропортов, законом не защищаются. Наши регуляторы беспечно взирают на эту ситуацию. Между тем в скором времени в России ожидаются крупные международные мероприятия. Сначала в 2013 году - молодежная Универсиада в Казани, затем в 2014-м - зимняя Олимпиада в Сочи, а за ней чемпионат мира по футболу 2018 года. Через российские аэропорты пойдет огромный поток пассажиров из-за рубежа. И всякое может произойти. Вполне вероятны несчастные случаи с пассажирами. В подобных ситуациях очень важно, чтобы в аэропортах знали, что они обязаны сделать по закону для возмещения вреда. Сейчас такой ясности нет.

Если бездействие государства в этой области будет и дальше продолжаться, то при существующей вероятности возникновения несчастных случаев в аэропортах отсутствие закона об ответственности аэропортов и порядке возмещения ими вреда пассажирам немало навредит авторитету страны. Ведь согласно международному праву ответственность за все, что происходит на территории аэропортов, обслуживающих международные воздушные сообщения, несет государство. Существующая сейчас правовая неопределенность в решении вопросов возмещения вреда мешает быстрому и эффективному рассмотрению исков в судах, что ведет к затяжным правовым конфликтам между аэропортами и пассажирами. При таком правовом раскладе можно забыть об идее создания в России мощных международных аэропортовых хабов, о чем часто говорится в правительственных кругах. Не лучшим образом такой правовой негатив сказывается и на инвестиционном климате в сфере аэропортов. Кто же решится вкладывать деньги в экономику аэропортов, имеющих дурную славу глубокого пренебрежения к пассажиру - чего стоит декабрьский коллапс в Домодедово и Шереметьево? В условиях отсутствия "палки" закона пассажир в аэропорту никто, и он полностью беззащитен и бесправен. В большой мировой семье международных аэропортов высоко ценится репутация, которая складывается из отношения аэропорта к пассажиру. Огромную роль в этом играет закон. Пора понять, что затянувшееся бездействие государства по защите прав пассажиров не улучшает имидж российских аэропортов и тормозит их экономическое развитие.

Госуправление