19.08.2011 10:40
Спорт

Павел Зарудный: Шумахеру оказалось не под силу уйти непобежденным

Семикратный чемпион мира и не думает уходить из "Формулы-1". А может пора остановиться?
Текст:  Павел Зарудный
Читать на сайте RG.RU

В тридцати километрах от Кельна находится неприметный с точки зрения архитектуры, да и всего остального городок Керпен, который был построен на месте старой заброшенной угольной шахты. Хотя говорят, что во время войны здесь находился один из секретных бункеров Адольфа Гитлера, но то ли врут, то ли его потом взорвали союзники - всемирную известность населенный пункт в земле Северная Рейн-Вестфалия приобрел благодаря своим уроженцам - Вольфгангу Александру Берге фон Трипсу, который одним из первых выступал в "Формуле-1" и гонках "24 часа Ле- Манна", и всем нам хорошо известному Михаэлю Шумахеру.

Вы спросите, а что за Трипс? Он был прирожденным гонщиком, азартным и смелым. Несмотря на огромное состояние и графский титул Вольфганг посвятил себя автоспорту. В мире моторов его звали Граф Авария. Увы, это шутливое прозвище, придуманное коллегами, сыграло в будущем свою фатальную роль.

Карьера Трипса была яркая, но короткая. Он истово любил автомобили и скорость, выступал за "Феррари" и "Порше" в набиравших популярность "королевских гонках".

В 1961 году Граф сделал подарок своему родному городу - открыл рядом с родовым замком картинговую трассу. Но не суждено было сбыться мечтам Вольфганга Александра - стать чемпионом и увидеть будущих покорителей треков, поскольку через несколько месяцев после этого он трагически погиб на трассе в Монце. 33-лений фон Трипс провел свою последнюю гонку на Гран-при Италии. После столкновения с соперником его болид взлетел в воздух, фон Трипса выбросило из авто и он разбился насмерть. К сожалению, авария унесла на тот свет еще 14 зрителей, находившихся неподалеку.

3 января 1969 года в небольшом местечке Хюрт-Хермалхайм, который является пригородом Керпена, в семье Шумахеров родился мальчик, которого назвали Михаэль. Мальчишка с детства грезил гонками и с удовольствием ездил в городской парк гонять по аллеям на подаренном отцом детском карте. Страсть мальчишки к автомобилям была такой, что родители, не задумываясь, отдали Михаэля в клуб "Керпен-Хоррем", где он стал самым молодым пилотом.

Разумеется, Шумахер знал о своем легендарном земляке, но "Формулой-1", по его собственным словам, Михаэль заболел только тогда, когда увидел трансляцию по телевизору. "Надо действовать!" - сказал Шумми и начал восхождение в мире моторов.

Первое появление Михаэля на трассе "Формулы" состоялось 25 августа 1991 года на Гран-при Бельгии. Юный паренек на болиде скромной конюшни "Джордан" начал свою карьеру без церемоний, сразу же огорошив специалистов: по итогам квалификации он занял седьмое место, что стало настоящей сенсацией. Справедливости ради стоит сказать, что основную гонку Михаэль тогда так и не закончил из-за проблем с коробкой передач. Но талантливого юношу заметили, и на следующем Гран-при он представлял уже маститый "Бенеттон".

Рассказывать о дальнейшем карьерном взлете Шумахера можно много и долго, но, полагаю, достаточно вспомнить слова погибшего на трассе в итальянской Имоле великого бразильского гонщика Айртона Сенны: "За этим пареньком все будущее "Формулы-1".

Сенна оказался прав. Семь чемпионских титулов Шумахера и звание "короля Формулы-1" - лучшее тому подтверждение.

Но у каждой медали есть и оборотная сторона. Погрузившись с головой в спорт, Михаэль совсем забыл про Родину. Гонщик купил дом в Монте-Карло, а потом переехал с женой и детишками в Швейцарию, летом предпочитал понежиться на Сейшельских островах в собственном "бунгало" прямо на берегу океана, зимой катался на лыжах в Норвегии. А в Керпене его ждали, и, отчаявшись заполучить Михаэля даже на время, решились на отчаянный шаг - назвать одну из улиц именем чемпиона и открыть музей гонщика, куда он обещал сдать свою костюм (но только по завершению карьеры). Правда, звание "почетного гражданина" Шумахер так и не получил. По словам бургомистра Ральфа Валкзирса, они с удовольствием бы сделали Михаэля почетным гражданином, однако, согласно правилам, такой чести может удостоиться лишь человек, который приносил большую пользу городу, проживая в нем. "Он платит налоги в другой стране и когда приезжает, то словно делает нам одолжение. Считаю, что с него хватит уже того факта, что мы переименовали проспект Крайслера в Шумахер-штрассе"…

В сентябре 2006 года мир облетела сенсационная новость - Красный барон уходит из "Формулы-1". Фанаты не верили в это до последнего, но сам гонщик попрощался с ними и покинул паддок, несмотря на слезы миллионов поклонников.

Ушел Михаэль недалеко: работал консультантом "Феррари", тестировал болиды и пытался найти себя в бизнесе, разработав линейку собственной одежды. "Так могло продолжаться бесконечно долго - я механически совершал какие-то действия, улыбался, шутил и снимался в рекламе, а в голове стоял рев мотора. Однажды я проснулся и понял, что не могу просто сидеть и смотреть на то, как другие сражаются со скоростью. Я буквально задыхался без запаха покрышек и ожидания старта. В итоге решение пришло само-собой - надо возвращаться!" - признался Шумахер на специальном брифинге, устроенном в честь его возвращения.

Говорят, что в большом спорте главное не выиграть как можно больше титулов и стать знаменитым. Важно вовремя остановиться и уйти непобежденным. Многие великие спортсмены обжигались на этом. Судя по всему, по этому извилистому пути пошел и наш герой. Дважды войти в одну реку Михаэлю оказалось не под силу - подросла новая смена, изменились болиды и правила. Чемпионат 2010 года принес немцу лишь разочарование. Шумми ни разу не финишировал на подиуме и по итогам чемпионата мира занял всего лишь девятое место!

Тогда на вопрос, зачем он вернулся, Шумахер ответил очень лаконично: "Чтобы рискнуть еще раз".

И вот, спустя год вновь пошли разговоры, станет ли нынешний сезон для 42-летнего гонщика последним в большом спорте. Пока "конюшня" Михаэля в Кубке конструкторов находится на довольно скромном четвертом месте, а сам Шумахер делит 9-10-е места в личном зачете с нашим Виталием Петровым из "Лотус-Рено". У пилотов по 32 очка, в то время как у лидера сезона Себастьяна Феттеля их уже 234!

Над Шумахером в голос стали смеяться даже немецкие издания, которые раньше едва ли не молились на чемпиона: "Ему не под силу жать на педаль, как раньше", "Дедушка снова остался без очков" - едкие заголовки не могли пройти мимо взрывного по характеру Михаэля, и он ответил.

Пилот "Мерседеса" с очаровательной улыбкой заявил, что ему по-прежнему нравится бешеная скорость, и он никуда уходить не собирается:

- Не верьте всему, что пишут и говорят обо мне! Как вы знаете, мой контракт рассчитан до конца 2012 года. Я собираюсь оставаться в "Мерседесе" и в следующем сезоне. В качестве пилота, разумеется! А вот только потом я не исключаю, что вернусь к этому разговору, что делать дальше. Пока ничего, кроме автомобилей и "Формулы-1", меня в жизни не интересует. Точка!

вместо послесловия

В свое время легендарный баскетболист Майкл Джордан дважды пытался вернуться в большой баскетбол. В первый раз его ждало фиаско в бейсболе, а во второй уже и на баскетбольной площадке.

Перед своим последним сезоном в клубе "Вашингтон Уизардс" "Летающий Майкл" сказал, что ему было не важно, сколько денег будут платить за то, что он выходит на матч. Ему было плевать почти на все: свист с трибун, когда он допускал нелепые промахи, улыбки соперников и постоянные подколки партнеров и журналистов. Он играл как мог, пока позволяли силы, а потом ушел очень тихо. Без фанфар.

Лишь спустя почти десять лет Джордан признался, что был неправ, когда подумал, что приручил славу:

- Мне казалось, что я непогрешим и никогда не смогу оказаться по ту сторону ха. Я заигрался и потерял. А самое страшное - меня после возвращения и ухода из спорта очень быстро забыли. Иногда складывается ощущение, что Джордана и не было вовсе…

Формула-1