Сколько еще времени полковник Муамар Каддафи будет оставаться главой Джамахирии? Три, пять, десять часов или сутки?
Теперь это не имеет значения - свою главную битву, за Триполи, полковник проиграл окончательно и бесповоротно. Штурм резиденции Каддафи, который весь вчерашний день вели повстанцы, - агония режима.
В ночь с воскресенья на понедельник оппозиция взяла ливийскую столицу. Как утверждают представители Национального переходного совета, в ее руках находится 85 процентов города.
Армия серьезного сопротивления повстанцам не оказала. Под контролем верных Каддафи сил остаются только четыре района Триполи. Два сына Каддафи арестованы - по словам представителя Национального переходного совета, их безопасности ничего не угрожает. В ближайшие часы международный уголовный суд обратится к повстанцам с просьбой о выдаче одного из сыновей полковника, Сейфа аль-Ислама, в отношении которого заведено уголовное дело.
Оппозиция заняла здание государственного телевидения.
Где находится полковник, неизвестно. Представители повстанцев сомневаются, что тот успел покинуть страну. Существует предположение, что Каддафи скрывается в подземном бункере. Ходят слухи, что его представители обсуждают, какое государство предоставит бывшему ливийскому лидеру политическое убежище. Чаще других в этой связи упоминают Анголу, Зимбабве и ЮАР. Также не исключено бегство полковника в Венесуэлу, с лидером которой Каддафи демонстрировал на публике искреннюю дружбу.
По данным телеканала "Аль-Арабия", экс-глава Джамахирии давно покинул резиденцию в Триполи и сейчас находится в больнице города Таджур. Впрочем, это не более чем версия. Вероятно, уже в понедельник вечером станет ясно, удалось ли повстанцам захватить Каддафи живым.
Выглядит невероятным, но проходившие обучение военному делу в ходе боевых действий практически "на коленке" ополченцы из Бенгази всего за несколько месяцев разгромили регулярную ливийскую армию. А она считалась далеко не самой слабой в регионе. Терпевшие длительное время одно поражение за другим, не имевшие единого командования, вооруженные в большинстве своем легким стрелковым оружием жители мятежных городов сумели переломить ход кампании.
В такое развитие событий никто в мире не верил. Поддержавшие с самого начала восстание оппозиции президент Франции Николя Саркози и премьер Британии Дэвид Кэмерон выглядели утопистами, поставившими из упрямства "не на ту лошадь". Авиаудары НАТО по наступавшей на позиции повстанцев регулярной ливийской армии, казалось, лишь притормозили полное уничтожение противников режима, оставлявших еще пару месяцев назад один город за другим.
Но наступление захлебнулось и понемногу верные Каддафи части стали откатываться назад, теряя во время воздушных ударов бронетехнику и, главное, прежний боевой дух. А бывшие соратники полковника один за другим стали перебегать через линию фронта, чтобы попросить политическое убежище на Западе в обмен на информацию. Сначала этот ручеек выглядел совсем жидким, но постепенно число тех, кто перестал верить в успех Каддафи и поспешил покинуть охваченную гражданской войной страну, стало неуклонно расти. Последним растерзанный Триполи покинул премьер Ливии - по слухам, он укрылся в Тунисе.
Безусловно, свою роль в этом процессе сыграли как ставшие заметными военные успехи повстанцев, так и признание Национального переходного совета в качестве единственной легитимной власти со стороны ряда западных стран.
В отличие от Каддафи, неоднократно заявлявшего о готовности умереть и стать мучеником, среди его ближайшего окружения далеко не все были готовы к такому самопожертвованию.
Полковник был уверен: его власть держится на безусловной любви к нему со стороны народа, который отдаст жизнь за своего лидера. Хроническое заблуждение диктаторов, полагающих, что эта любовь, основанная на привычке (Каддафи возглавлял Ливию более 30 лет) и страхе перед спецслужбами, выдержит любые испытания.
В своих телевизионных, а впоследствии, из соображений безопасности, аудиообращениях глава Джамахирии призывал своих сторонников уничтожить "крыс" и предателей, как он называл восставшую оппозицию. Похоже, Каддафи искренне верил: для того, чтобы его защитить миллионы жителей Триполи возьмутся за оружие.
Но ливийская отечественная война не состоялась - повстанцы вошли в ливийскую столицу практически без боя. В прошлом верные полковнику части сдали позиции.
На центральной площади ливийской столицы, где перед сотнями тысяч своих сторонников выступал с речами Каддафи, теперь собрались противники режима. И хотя штурм резиденции экс-главы государства еще не был завершен, оппозиция праздновала победу.
Тем не менее в понедельник большинство западных стран занимали выжидательную позицию, словно не веря в достигнутые повстанцами военные успехи. Президент США Барак Обама выступил со специальным обращением, в котором призвал Каддафи уйти в отставку, а оппозицию избегать человеческих жертв и обеспечивать принципы демократии. Вероятно, поздравления в адрес повстанцев все же прозвучат, но позже, когда судьба Каддафи окончательно прояснится.
Свержение режима, а теперь об этом можно говорить как о свершившемся факте, не означает безоблачного будущего для Ливии. Приход к власти новой политической элиты может обострить в стране родоплеменные конфликты, связанные с перераспределением доходов. Всего месяц назад в Национальном переходном совете был убит начальник штаба повстанцев. Расследование показало, что генерал стал жертвой внутренних разборок и погиб от рук соратников по борьбе с Каддафи. Тогда назревавший раскол удалось замять. Удастся ли сделать это в будущем, когда общего врага уже не будет?
Многое зависит от того, сумеют ли новые хозяева Ливии выдвинуть компромиссную фигуру на пост президента, способную соединить в новый узел интересы всех главных племен, которых насчитывается более 800. В этой внутриполитической игре, где на кону стоят миллиарды долларов, безусловно, рассчитывает поучаствовать Запад на правах одного из победителей режима Каддафи. Нельзя исключать соперничества за нефтяные доходы вооруженных группировок ливийской оппозиции. Сегодня повстанцы празднуют свержение тирана. Но уже завтра по приказу своих командиров они будут стрелять друг в друга, в борьбе за контроль над "черным золотом".