Сергей Ениколопов, психолог:
- В ситуации, когда президент объявляет борьбу с гибелью людей на дорогах чуть ли не национальным приоритетом, аварии вроде последней на Сухаревской площади, особенно потрясают. Такая высокая скорость в центре столицы не могла быть набрана случайно.
Что же это такое? "Крутая жизнь"? Практическая реализация на русской почве чужого образа жизненного успеха?
На Западе стиль крутого поведения на дорогах складывался десятилетиями. В США есть исследования, устанавливающие наличие прямой зависимости количества трагических автопроисшествий от количества машин. Но что интересно, статистика аварий нарастает, нарастает, а потом неожиданно выходит на плато и даже начинается снижаться. Люди в долго наводнявшейся автомобилями стране в конце концов начинают ездить, уважая окружающих. А поведение за рулем начинает напоминать пешеходное, ну мы же не хамим друг другу на тротуарах так, как на дороге: толкнем, извинимся, а чаще легко обойдем. На нас же массовая автомобилизация свалилась как лавина. Каждый год покупается гигантское количество машин, и бурный рост ездоков пока не обещает остановки или перелома в росте аварий.
Но гораздо более серьезным мне кажется другое. Вот уже лет 20 мы живем в диком, хотя и искусственно созданном, но постоянно педалируемом увлечении молодежной культурой. Мне иногда кажется, что у политиков есть в этом корыстный интерес. У молодых людей меньше опыта, реального знания о временах и эпохах, они менее критичны, с ними легче заигрывать по схеме "как плохо было раньше и как круто стало теперь"... Где-то в резервациях телеканала "Культура" и радио "Орфей" живет нормальная культура, а вся остальная территория - тотально молодежная: все для молодых! интересны только ценности молодых людей! и т.п. Разве не под прессом тотальной молодежности более чем 70-летний российский драматург садится за руль!
И все почему-то забывают, что молодежная культура она всегда немного ( и хорошо, если немного) безбашенная. Жизнь без контроля, без ответственности и без оглядки, что дальше будет - вот ее пафос. Ну а что действительно будет, когда у молодого человека появится семья? Все твердят, что надо повышать рождаемость, и никто не говорит о связанном с этим повышением личной ответственности.
Не молодость, не старость, все возраста должны быть достойно представлены в публичном пространстве. И тогда всем станет ясно, что 120 км в центре города - это подростковые закидоны, к которым надо относиться как к социальной патологии. Как специалист-психиатр, я считаю, что такая скорость - явленная нам всем психопатия. Огромное количество людей мне тут же возразят, что так молодые снимают стресс, вырабатывают адреналин, и начнется разрушительная игра метафорами, провоцирующая много чего еще в том же роде: как замечательно быть активным, ни о чем не думая! Не так замечательно, трагически убеждает нас жизнь. Я уж не говорю о том, что человек в образе "большого жизненного успеха", на Западе зажатый необходимостью жить, строго соблюдая законы, у нас попадет в культуру поблажек. Что ни интервью с актером, то рассказ о том, как гаишники его отпустили за автограф или билет в театр.
Николай Лебедев, кинорежиссер:
- Может быть, я мог бы поддержать разговор о бесчинствах золотой молодежи, звездной болезни и безответственности многих успешных людей. Но я лично знал Никиту Емшанова, который трагически погиб в аварии в свой день рождения. Поэтому я смотрю на произошедшее совершенно иначе.
Я пробовал Никиту на главную роль в "Волкодаве из рода Серых Псов" в начале двухтысячных. И уже тогда это был в высшей степени серьезный, глубокий человек, который и внешне, и внутренне был гораздо взрослее своих лет. Я видел Никиту и в самом начале пути, и на волне успеха. За эти годы он не изменился ни на йоту. Никита снимался в фильме, над которым я сейчас работаю. В последнее время мы сталкивались в работе довольно плотно. Поэтому я с полной уверенностью могу утверждать, что слова "звездная болезнь", "золотая молодежь", "безответственность" и прочие - они к Никите Емшанову вообще никакого отношения не имеют.
Никита был очень вдумчивым, сдержанным, умным, талантливым человеком. В работе всегда был активен, полон идей. Стыдно признаться, но я, случалось, бегал от него, потому что он настойчиво требовал новых и новых встреч, чтобы всесторонне обсудить свою роль. Для меня Никита - человек, в высшей степени достойный, отдающий себя делу и людям. Он был очень скромен. Поверьте, я говорю это сейчас не потому, что его не стало. То же самое я бы сказал и раньше: это человек упертый, ищущий, очень взрослый по мироощущению, пытающийся постичь суть роли, иногда заходящий не с того края, но в высшей степени ответственный. Он трудом заслужил свой успех и не был ослеплен им. Ни о какой звездной болезни у него и речи не было. Он и внешне не производил впечатление "актер актерыча" - такой сумрачный молодой мужчина с серьезным взглядом, никакого гламура или бравады.
Я не знаю подробностей произошедшего, но понимаю, что это чудовищная случайность и колоссальная трагедия. Не могу сейчас представить себе, что Никита сел бы за руль, чтобы "полихачить", показать себя. Он не стал бы рисковать собственной жизнью, жизнью друзей и окружающих. Крутая тачка и высокая скорость не были его приоритетами. Я вообще не могу припомнить, чтобы его занимала вся эта мишура. Он многого хотел достичь в жизни, многого мог бы достичь.
Погибли люди. Не только Никита, но и его спутники. Еще несколько человек в больнице. Это страшный факт, неоспоримый. В жизни бывают страшные случайности. Случайность - псевдоним Бога. Есть страшная легендарность в такой гибели - в день рождения, на заре жизни, на волне успеха.
Я знаю немало людей, которым противопоказано быть успешными, - успех бьет им в голову посильнее спирта. В молодой актерской среде таких немало: "Я звезда - мне все можно". Но неправильно сметать в одну кучу трагедии, происходящие с людьми. Легко отмахнуться, не зная ничего. Осудить и оскорбить незнакомого человека нам легче, чем поддержать. Но каждая трагедия - это в первую очередь трагедия, а не очередное доказательство каких-либо идей.