Вчера стоимость нефти на мировых рынках снова начала снижаться. Марка Brent подешевела на 2,21 доллара за баррель, до 106,4 доллара. Эксперты спрогнозировали, что на этой неделе она потеряет 2,9 процента. Однако к обеду цены начали расти.
На этот раз причиной такой неустойчивости стали новости из Ливии, где повстанцы пытаются взять под контроль всю столицу страны - Триполи.
"Нефтяные игроки, очевидно, надеются, что в Ливии будет смена власти. И рынок ждет от новых руководителей страны восстановления добычи нефти в прежних объемах", - поясняет поведение инвесторов ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. По его данным, "доля Ливии в мировой добыче хоть и составляет всего около 2 процентов, однако эта нефть высокого качества и основные ее потребители - юг Европы". Повстанцы, слова которых передают зарубежные информагентства, обещают в течение ближайших двух недель довести экспорт в Европу до 180 тысяч баррелей в сутки, а за два месяца - до полумиллиона баррелей. На ожидании этих вливаний Brent и начал дешеветь. Но поскольку ситуация неясная, цены заколебались.
Для российского бюджета, который более чем на 50 процентов зависит от нефтегазового сектора, ситуация в Ливии не принесет серьезных проблем. Пока наша нефть марки Urals устойчиво держится на уровне выше 100 долларов за баррель и, по мнению экспертов, серьезного снижения цен в ближайшее время не ожидается. "Во-первых, - говорит Танкаев, - наш бюджет рассчитан исходя из 75 долларов за баррель. Во-вторых, добыча нефти в Ливии в ближайшее время будет восстановлена в пределах не более 70-80 процентов от показателей "мирного времени". Так что большого снижения цен марки Brent, от которых рассчитывается цена российской нефти, не ожидается".
Марка WTI по сути проигнорировала ливийские события. На эту нефть влияют события в США, где ожидается возможное заявление ФРС о третьем этапе стимулирования экономики Штатов.
Ги Мезонье, аналитик Французского института нефти и новых видов энергии:
- Я вижу два фактора, которые влияют сейчас на цены на нефть. В первую очередь турбулентность на финансовых рынках и опасения по поводу возможной рецессии. То есть перспектива меньшего, чем предполагалось, экономического роста, что в июле-августе привело к снижению цен нефть до уровня в 110 долларов за баррель. К этому сейчас добавился важный геополитический момент - захват повстанцами Триполи и падение режима Каддафи, которое должно вот-вот произойти. А это значит, что на рынке опять появится ливийская нефть, что, как я предполагаю, может также привести к падению мировых цен.
Напомню, что Ливия, являясь крупным производителем углеводородов, ранее экспортировала 1,7 миллиона баррелей нефти в день, но с началом гражданской войны с марта этого года поставки прекратились. Тарифы резко пошли вверх, достигнув отметки в 120, а временами даже 125 долларов за баррель. Мне представляется, что с учетом двух упомянутых факторов цена на нефть может стабилизироваться на отметке в 100 долларов или даже меньше.
Думаю, те западные компании - итальянские, французские и другие, которые там работали раньше, очень скоро вернутся в Ливию. Можно предположить, что контрактные условия, на которых иностранцы добывали ливийские нефть и газ, станут более благоприятными, чем это было при Каддафи.
Оливье Гантуа, заместитель генерального директора Французского союза нефтепроизводителей:
- До известных событий на Ливию приходилось два процента мировой добычи нефти, и большую ее часть продавала на внешних рынках. Когда производство прекратилось, то компенсировать эту потерю стала Саудовская Аравия, увеличившая свою добычу. То есть нехватки нефти на рынках в этом году не было. Мне представляется, что как только ливийская нефть опять "потечет" в емкости нефтеналивных танкеров, Саудовская Аравия, скорее всего, снова выступит в роли регулятора мирового рынка и уменьшит свой экспорт. Кстати, Эр-Рияд уже это делает в связи с прогнозируемым снижением спроса на углероды из-за мировых финансовых и экономических трудностей. Короче говоря, больших ценовых скачков я не вижу.
Хеннинг Рике, эксперт немецкого общества по международной политике:
- В ФРГ с облегчением восприняли новейшие события в Ливии. Во-первых, есть надежда, что Каддафи уйдет, во-вторых, что начнется независимый политический процесс. Если понадобится, ФРГ готова участвовать в восстановлении Ливии, однако не в том объеме, как в Афганистане. В Ливии нет партийной системы, поэтому существует большая неуверенность в том, как повстанческие группировки мирным способом урегулируют политическую ситуацию после ухода Каддафи. Ранее он был гарантом стабильности в стране. Поставки нефти в Германию из Ливии составляли 8-9 процентов от всего объема импорта "черного золота". Если в стране продлятся военные действия, то цена на нефть поползет вверх. Немецкая промышленность должна будет восполнить недостаток нефти из других источников. Лучшим исходом для Германии была бы политика примирения в Ливии. При планировании дальнейших шагов с немецкой стороны важную роль будет играть ориентировка на решения НАТО.
Подготовили
Вячеслав Прокофьев (Париж), Анна Розэ (Берлин).