На главных стройках страны откроются центры защиты прав рабочих-мигрантов.
Такие центры появятся во Владивостоке и Сочи. Создаются они по инициативе Федерации независимых профсоюзов России и при активном участии Международной организации труда. Сейчас МОТ и ФНПР обсуждают технические и финансовые детали партнерства.
Казалось бы, стоит только порадоваться за мигрантов, так как создается еще одно правовое поле для защиты их интересов. Однако бизнес не в восторге от появления новой структуры. В чем причина столь настороженного отношения к центрам, мы попытались разобраться с нашими экспертами и корреспондентами в регионах.
Почему такие центры для мигрантов решено создавать именно в этих двух городах, вполне понятно. Ведь именно здесь идет самое масштабное строительство, на объектах трудятся десятки тысяч мигрантов из более тридцати стран. Так, по данным Дальневосточной дирекции минрегиона, на стройки саммита АТЭС-2012 привлечено более 28 тысяч человек, четверть из которых иностранцы, и количество их еще может увеличиться. На олимпийских объектах в Сочи, по подсчетам вице-губернатора Краснодарского края Александра Саурина, трудятся порядка 50 тысяч человек, из них 8% - иностранные граждане. "До конца года ожидается 52 тысячи, так как 2011 год - пиковый в плане строительства", - говорит чиновник.
Представители МОТ на днях уже побывали во Владивостоке с семинаром о защите трудовых прав мигрантов для отраслевых профсоюзов ДФО.
- Мы на Дальнем Востоке не случайно. Отсюда получены сигналы о нарушении прав мигрантов: работа без трудовых договоров, эксплуатация рабочих и признаки торговли людьми, - заявил Сергиус Гловацкас, главный специалист по деятельности трудящихся МОТ. - В России хорошие законы, но, к сожалению, не все они исполняются. Мы предлагаем разработать долгосрочный план действий по соблюдению трудовых норм и стандартов на Дальнем Востоке России, утвержденных и принятых МОТ. Это во многом задача профсоюзов.
И такие примеры уже есть: в профсоюз строителей Приморского края обращались мигранты, желающие стать его членами, на одном из сельхозпредприятий Октябрьского района китайские рабочие вступили в проф союз работников АПК. Представители МОТ не скрывают, что они хотят добиться того, чтобы мигранту выплачивалась зарплата не меньше определенной суммы, независимо от того, мигрант работает или местный житель. "Этим путем давно идет Европа: когда будут нормально и одинаково зарабатывать мигранты и местные, делить будет нечего, это позволит избежать социального демпинга и зависти", - добавил господин Гловацкас.
В Сочи к идее появления Центров по защите прав мигрантов отнеслись крайне сдержанно. В госкорпорации "Олимпстрой" эту инициативу пока никак не комментируют. Корреспонденту "РБГ" объяснили, что контроль над трудовыми мигрантами входит в компетенцию Федеральной миграционной службы (ФМС), а забота о соблюдении их прав лежит на работодателях, они в данном случае представлены подрядными строительными организациями, которые зарегистрированы в самых разных регионах России. В "Олимпстрое" уточнили, что на стройках пока занято около 4 тысяч иностранцев.
УФМС по Краснодарскому краю держит ситуацию с мигрантами под контролем. В ведомстве нам сказали, что в основном это рабочие, но есть и инженерно-технические кадры. По данным управления ФМС, на стройках в Сочи сейчас присутствуют рабочие и специалисты из 29 стран.
- Наиболее представлены сегодня на строительстве олимпийских объектов Узбекистан, Босния и Герцеговина, Украина, Турция, Беларусь, Сербия, Таджикистан, - говорит начальник регионального управления этой службы Игорь Семенякин.
По словам Семенякина, сотрудниками управления на объектах олимпийского строительства проведено 58 проверок, в ходе которых выявлено 169 нарушений действующего миграционного законодательства РФ. Одновременно он заявил, что его служба не допустит "никакой иностранной экспансии" в строительный олимпийский сектор. С другой стороны, руководители подрядных строительных организаций, с которыми удалось поговорить на эту тему, никакого восторга по поводу возможного появления в Сочи Центра защиты прав мигрантов не высказали. Они считают, что проверяющих и так достаточно: от ФМС до министерских комиссий. Однако публично огласить свою позицию никто не захотел.
Николай Смирнов,
эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства:
- Сочинская Олимпиада-2014 и саммит АТЭС-2012 - это амбициозные государственные проекты со специализированной структурой управления, в которую входят не только определенные корпорации и государственные органы. Там осуществляется особый законодательный режим. Соответственно, занятость тоже специфическая. Местные жители на собственном опыте ощутили порой непреодолимые барьеры для попадания в число занятых на "стройках", будучи неконкурентоспособными по сравнению с нелегальными мигрантами. Последних отличает дешевизна вознаграждения и фактическое бесправие, позволяющее организаторам мероприятий присваивать фонды оплаты труда в ущерб качеству строительства. Центрам защиты прав мигрантов с такой ситуацией не справиться, поскольку они могут работать лишь в правовом поле, то есть за рамками реально существующих проблем.
Могут ли в данной ситуации помочь проф союзы? Ведь дело не в том, чтобы повысить заработную плату. Необходимо изменить структуру занятости: сократить нелегальность! А здесь все обстоит не столь очевидно. С одной стороны, они способны скоординировать и отстаивать интересы работников, находящихся в рамках трудового права: ФНПР - с внутренней стороны, МОТ - с внешней. Это создает некоторую надежду на успех в случае возникновения с их стороны реального давления на работодателя.
Однако рычагов такого давления у проф союзов в России нет, в то время как переговорная сила консолидированных корпораций государственного и частного бизнеса, обладающих всей полнотой административного ресурса и доступом к дешевому импорту ресурса человеческого, не оставляет первым шанса на собственную позицию. Профсоюзам в таком случае остается только демонстрировать бурный официоз, фактически становясь пассивными проводниками воли застройщиков.