В Калининградской области может появиться международный парк развлечений уровня Диснейленда. Возможно, появится и первый в России лицензионный Диснейленд, но это будет зависеть от готовности федеральных властей идти навстречу иностранным туристам и инвесторам.
Знаменитое творение Уолта Диснея губернатор Калининградской области Николай Цуканов привел в качестве примера якорного проекта, способного оживить калининградскую индустрию развлечений, на встрече с президентом Дмитрием Медведевым. Идея построить в российском эксклаве международный парк развлечений вызвала противоречивые мнения экспертов в области инвестиций и туризма и спровоцировала шквал обсуждений в региональных и федеральных СМИ. Шансы калининградских властей построить на территории эксклава "лицензионный" парк Диснея минимальны, но теоретически такую возможность исключать нельзя, отмечают эксперты "РБГ". "Каждый год корпорация The Walt Disney Company рассматривает 2-3 тысячи инвестиционных заявок от компаний, желающих получить лицензию на строительство Диснейленда", - говорит исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области Олег Скворцов. И добавляет, что попасть хотя бы в первую десятку кандидатов невероятно сложно, однако у Калининградской области есть ряд конкурентных преимуществ перед другими российскими и зарубежными территориями. "Разрешение на строительство Диснейленда в Париже правообладатели выдавали при одном условии: это будет единственный парк развлечений компании Disney в Евросоюзе, - рассказывает об одном из преимуществ российского региона Олег Скворцов. - Калининградская область "зажата" между государствами ЕС, однако она не является частью европейского сообщества. Соответственно, в ряды потенциальных клиентов калининградского Диснейленда страны Прибалтики, Германия, Чехия попадают автоматически".
В плюсы Калининградской области можно записать безвизовый режим России со странами СНГ, что позволит эксклаву привлекать туристов из Украины и Белоруссии. В минусы - обязательное наличие российской визы для граждан Евросоюза, продолжает Олег Скворцов. Однако и этот недостаток можно нивелировать с помощью поправок в федеральный закон о российской границе, которые, к примеру, могли бы ввести для иностранных гостей российского Диснейленда выдачу виз в упрощенном режиме. Кроме того, сейчас комиссия Евросоюза решает вопрос о безвизовом режиме между Калининградской областью и Польшей, что отразится на туристической привлекательности региона.
Так или иначе, в ближайшие годы компания Уолта Диснея не планирует строительство парка развлечений на территории российского эксклава, сообщили корреспонденту "РБГ" в "Уолт Дисней Компани СНГ" . И пояснили, что к региону, претендующему на строительство Диснейленда, корпорация выдвигает ряд условий, исключающих Калининградскую область из списка потенциальных претендентов. Одно из требований - мягкий климат, при котором минусовая температура воздуха должна держаться в регионе не дольше двух недель в году. Кроме того, "принимающая сторона" изначально должна пользоваться популярностью у туристов, отличаться хорошими экономическими показателями и развитой туристической инфраструктурой.
Российский эксклав, который ежегодно посещают не больше 400-500 тысяч человек в год, вряд ли может претендовать на звание туристической Мекки. К тому же пока транспортная доступность региона оставляет желать лучшего. Воздушная сеть связывает Калининград только с аэропортами Польши, Латвии, Белоруссии, Украины и Узбекистана, самолеты по России летают в Москву и Санкт-Петербург, причем летом стоимость билета может достигать 10-15 тысяч рублей в одну сторону. Наземные пункты пропуска на границах с Литвой и Польшей "грешат" многочасовыми пробками, а добраться из "большой" России в Калининград на поезде можно только при наличии загранпаспорта и транзитной литовской визы.
Впрочем, Диснейленд - лишь пример якорного проекта, способного реанимировать туристическую отрасль самого западного российского региона. Вместо аттракционов Диснея в эксклаве может появиться другой парк развлечений федерального или международного значения. Главное, чтобы по ряду качественных критериев калининградский проект соответствовал уровню лицензионных парков американского мультипликатора, подчеркивают эксперты. "Основное преимущество Диснейленда - в продуманности деталей, - развивает тему исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. - К примеру, посетитель вовлекается в аттракцион, даже если он стоит в очереди. Единый билет в Диснейленд является абонементом на все аттракционы, чего почти не встретишь в практике российских парков развлечений". Как считает Майя Ломидзе, если Калининградская область сможет реализовать проект, который будет соответствовать уровню парков компании Disney хотя бы на 50%, посетителей не остановят ни сложности с получением визы, ни плохо развитая транспортная инфраструктура.
Эксперты обещают следить за судьбой калининградского якорного проекта. Его реализация покажет, возможен ли пример подобного государственно-частного партнерства на территории российского региона.