Принятый в апреле закон, регулирующий сферу такси, вызвал негативную реакцию со стороны таксомоторного бизнеса, который считает, что в результате его реализации легальные перевозчики столкнутся с дополнительными трудностями и издержками при ведении бизнеса, а также с неоправданно большим вниманием со стороны государственных и контрольных органов к своему бизнесу. При этом нелегалы, по мнению "белых" перевозчиков, никак не пострадают, т.к. практически невозможно будет организовать массовый отлов "бомбил" и создать доказательную базу по каждому факту нелегального извоза.
Резко отрицательное отношение таксомоторного сообщества к закону N 69-ФЗ привело к различным формам протеста - от написания писем на имя президента и премьер-министра до проведения протестных акций в десятках городов России.
"Российская бизнес-газета" стала одной из первых среди федеральных СМИ, обративших внимание на проблемы, связанные с принятием и реализацией закона N 69-ФЗ, опубликовав интервью со мной в одном из майских номеров. После публикации я был приглашен на встречу с заместителем министра транспорта Николаем Асаулом.
Заместитель министра внимательно выслушал мои доводы и позицию по поводу закона N 69-ФЗ, которую я сформировал, собрав отзывы представителей таксомоторного бизнеса из почти половины регионов нашей страны.
Во-первых, по нашему мнению, налицо высокая коррупционная составляющая закона - теперь для входа на рынок требуется получение разрешения чиновника. У чиновников появляются серьезные рычаги влияния на таксомоторный рынок. Особенно в периферийных регионах представители легального таксомоторного бизнеса опасаются того, что начнется "регулирование" и "квотирование" в пользу своих, "дружественных" таксомоторных компаний.
Требование закона N 69-ФЗ о том, что автомобиль такси должен быть или в собственности компании (индивидуального предпринимателя), или в аренде, тоже очень спорное. Многие компании такси используют арендованный транспорт по договору аренды с юридическими лицами, а также привлекают водителей со своими автомобилями. Другие компании берут автомобили в сублизинг.
Таким образом, от нововведений очень сильно пострадают диспетчерские службы (до 80%, а в некоторых малых городах все 100% таксомоторных перевозок), т.к. намного усложнится привлечение водителей с собственными автомобилями для работы в диспетчерской службе такси.
Следующая проблема: выдаваемое разрешение (лицензия) в соответствии с законом N 69-ФЗ будет действовать на территории субъекта Федерации, его выдавшего. Таким образом, деятельность субъектов предпринимательства, работающих в сфере такси, ограничивается границами региона.
Могут пострадать и пассажиры такси. В соответствии с законом N 69-ФЗ потребуются значительные затраты, т.к. необходимо будет приобрести различное дополнительное оборудование, забрендовать автомобиль, ввести в штат компаний дополнительных сотрудников. Цены на услуги такси могут возрасти как минимум на 30%.
По нашему мнению, в ряде регионов России большинство таксомоторных перевозчиков уйдут в тень из-за того, что не смогут соответствовать требованиям нового законодательства, что, в свою очередь, приведет к криминализации данного бизнеса. Также в ходе беседы я проинформировал заместителя министра транспорта о неготовности регионального и местного чиновничества к новому закону, для которого тема такси после отмены лицензирования начиная с 2005 года - темный лес.
В ответ Николай Асаул рассказал о базовых постулатах нового закона: наведение порядка в сфере таксомоторных услуг, борьба с нелегальными перевозчиками, борьба с пробками в крупных мегаполисах. Основная идеология закона - потребитель услуг такси с 1 сентября 2011 года начнет идентифицировать легальных и нелегальных перевозчиков, т.к. атрибутику такси - шашечки и колпак - смогут иметь только официальные таксисты.
Вместе с заместителем министра мы просмотрели все положения закона, касающиеся такси, и пришли к выводу, что многие из этих положений неправильно интерпретируются либо самими таксистами, либо чиновниками на местах. В общем, не так страшен черт, как его малюют. В результате было решено, что в кратчайшие сроки необходимо провести разъяснительную работу как с таксистами, так и с чиновниками, ответственными за реализацию закона N 69-ФЗ. В конце встречи заместитель министра пообещал, что в самое ближайшее время будет проведен общероссийский форум таксистов, на который будут приглашены чиновники из регионов.
И он сдержал свое слово - 3 августа состоялся первый общероссийский съезд таксистов. На съезде представители таксистского сообщества страны еще раз выразили свое негативное отношение к закону. Со своей стороны федеральные власти сделали попытку разъяснить участникам съезда достоинства нового законодательства, регулирующего сферу такси. Региональные чиновники тоже получили соответствующие инструкции и четкий посыл - не допекать легальных участников таксомоторного рынка излишней назойливостью и введением неоправданных дополнительных требований хотя бы в первые переходные несколько лет.
Однако большинство делегатов съезда остались недовольны его результатами. Положительным итогом съезда, на мой взгляд, является то, что на нем было принято решение о создании площадки для диалога таксомоторного бизнеса и государства - Национального совета такси. В своем выступлении на съезде я поддержал создание Национального совета такси и выразил готовность от имени "Лиги такси" выступить в качестве одного из учредителей этой организации. Планируется, что Национальный совет такси в течение года подготовит изменения в федеральное законодательство, регулирующее сферу такси, с учетом жалоб и предложений участников национального рынка такси. Успешная деятельность Национального совета, по моему мнению, позволит успокоить профессиональное сообщество таксистов, а также сбалансировать интересы таксомоторных перевозчиков и обычных граждан России - потребителей услуг такси.
Какую масимальную сумму вы готовы заплатить за одну поездку в такси?, руб.