25.08.2011 00:00
Власть

Почему встреча лидеров России и КНДР прошла в военном гарнизоне

Почему встреча лидеров России и КНДР прошла в военном гарнизоне
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №187 (5563)
Читать на сайте RG.RU

Переговоры президента России Дмитрия Медведева с лидером КНДР Ким Чен Иром были обставлены с истинно военной предосторожностью.

Мало того, что беседа проходила на территории закрытого армейского городка "Сосновый бор", так еще и за пологом шатра, специально установленного в живописном месте Заиграевского района Бурятии.

Вообще-то наличие такого объекта в гарнизоне никакими штабными документами не регламентировано. Это был своеобразный подарок местного руководства и десантников высоким гостям. Видимо, они хотели, чтобы лидеры двух стран почувствовали особый колорит традиционного бурятского жилища.

Между тем, сам факт встречи Медведева с Ким Чен Иром на закрытой от гражданского взгляда территории некоторые СМИ поспешили назвать чуть ли не прорывом в отношениях России и Северной Кореи. В отдельных комментариях прозвучали и вовсе сенсационные детали переговоров. Мол, они прошли на командном пункте Восточного военного округа, куда доступ жестко ограничен даже штабным офицерам.

Чтобы выяснить ситуацию, корреспондент "РГ" связался по телефону с гарнизоном "Сосновый бор". Официальный представитель Восточного военного округа подполковник Игорь Мугинов расставил все по своим местам.

Как и следовало ожидать, ни на каком командном пункте северокорейский лидер, конечно, не был. КП находится за тысячи километров от этого места - в Хабаровске. Более того, в расположенной под Улан-Удэ 11-й отдельной десантно-штурмовой бригаде такого объекта вообще не существует. Его развертывание предусмотрено только штатом военного времени.

Не был Ким Чен Ир и на территории самой бригады. Ее посещение и вручение соединению Боевого знамени Дмитрий Медведев провел до встречи с лидером КНДР. Но их переговоры действительно состоялись в гарнизоне. Правда, не в его служебной, а в жилой зоне.

Точнее, в так называемом коттеджном городке. Там располагается гостиница военного совета Восточного военного округа, где разместилась временная резиденция российского президента, и 8 гостевых домиков. Их, как правило, используют для расселения высших офицеров во время крупных гарнизонных мероприятий, например, сборов или совещаний. Но кое-какие коттеджи генералы облюбовали и в качестве служебного жилья. Скажем, в одном из домиков постоянно проживает командующий общевойсковой армии.

Вероятные причины для выбора такого места встречи российского и северокорейского лидеров мы уже назвали - природный колорит "Соснового бора" и вручение святыни командиру созданной после нового военно-административного деления страны десантно-штурмовой бригады Восточного округа.

Что же касается гипотетического посещения Ким Чен Иром командного пункта в Хабаровске, то генералы называют его маловероятным.

Дело в том, что на КП округа стекается вся информация из дислоцированных на его территории сухопутных, авиационных и военно-морских частей. Оперативные данные поступают не только на персональные компьютеры офицеров дежурной смены, но и на экраны больших мониторов. Понятно, что эти сведения секретные и постороннему взгляду не предназначаются.

Такие помещения для военных - святая святых. Вход туда строго охраняется, и для посещения КП требуется специальный пропуск. Как правило, начальник этого режимного объекта подчиняется только двум людям: командующему и его первому заместителю. Свои служебные обязанности он обычно совмещает с должностью зам. начальника штаба.

С командного пункта в мирное и военное время руководят войсками. Командный пункт штаба округа имеет постоянную закрытую связь с министром обороны и начальником Генштаба. Именно по ее каналам руководители Вооруженных сил получают информацию из раскиданных по стране оперативно-стратегических командований.

Отсюда генералы и адмиралы управляют частями и соединениями во время учений и маневров. Здесь же систематизируются данные о перемещении войск и вырабатываются решения об их дальнейшем применении.

В российской и зарубежной практике бывали случаи, когда на командный пункт допускали иностранных представителей. В основном речь шла о высших армейских чинах. Это всегда считалось жестом особого доверия. Но даже в таких случаях секретная информация оставалась для гостей недоступна.

Внутренняя политика