Последние разработки голландских ученых позволяют приблизиться к созданию пуленепробиваемой человеческой кожи.
Основной принцип создания "биобронежилета" - получение из козьего молока своего рода "паутины", которая может быть вживлена в человеческую кожу. Первые испытания искусственного материала с применением "биопаутины" уже показали многообещающие результаты, хотя, следует признать, до "конечного продукта" пока еще предстоит пройти определенный путь. Что самое удивительное, эти разработки стали своего рода побочным результатом нового направления искусства.
Автор этой новой разработки Джалила Эссаиди любезно согласилась ответить на вопросы "РГ".
Российская газета: Какова сфера вашей специализации?
Джалила Эссаиди: Я живу в Нидерландах, мою профессию можно назвать как биохудожник. Одновременно я учусь в магистратуре по специальности "Политика и управление в области преподавания искусства". Основная сфера моих интересов - биология, наука, искусство и области, связывающие все три этих направления.
РГ: Откуда вы взяли идею, которая подтолкнула вас к работам в сфере создания пуленепробиваемой кожи?
Эссаиди: Самая первая мысль в этом направлении возникла еще в 2001 году, когда я прочитали в научном журнале "Nature" статью молекулярного биолога Рэнди Льюиса из Университета штата Юта, США. В статье рассказывалось об особой породе коз, в молоке которых содержится тот же протеин, который вырабатывают пауки-шелкопряды. Этот протеин теоретически может быть использован для создания материала, который намного прочнее стали. Среди предложенных в статье идей было создание пуленепробиваемого жилета. Я потом подумала: А зачем останавливаться на каком-то жилете? Материал эластичен, тело не отторгает его, почему же тогда попросту не вживить его в кожу человека?
РГ: Это достаточно смелая идея. Вы изучали возможные побочные эффекты?
Эссаиди: У нас есть работающий прототип, но окончательная идея действительно выглядит как научная фантастика. Я думаю, что уже нынешний уровень технологий позволит нам произвести необходимые генетические изменения в человеке. Но тут же возникает этический аспект проблемы, а потому такие манипуляции пока затруднительны. Следует также учитывать, что весь этот проект имеет в первую очередь художественную направленность. Область практического применения в виде бронежилетов пока не была главной целью. Да, допустим, генетически измененная кожа остановит саму пулю, но ведь кинетическая энергия удара никуда не денется, а потому серьезные повреждения внутренних органов неизбежны. Представьте также как делать операции на такой коже. В общем, если задаваться целью создать что-то для военных, то надо еще много работать.
РГ: Учитывая все опасности и проблемы вмешательства в гены человека, может стоит пока задумываться о создании именно бронежилетов?
Эссаиди: Идея применить протеин от пауков-шелкопрядов для бронежилетов не новая, но вот возможность ношения такого рода субстанции - новая. Насколько я знаю, пока есть только один небольшой кусок шелка, созданный пауками-шелкопрядами. Он находится в Музее естествознания в США. Чтобы его создать 70 человек должны были в течение года, говоря фигурально, "доить" десятки тысяч пауков. К счастью, у меня есть другой источник аналогичного протеина и шелка. Пока же я смогла создать лишь небольшой кусочек шелка. Я думаю, что стала первым человеком, который внедрил трансгенный шелк в структуру обычного материала. В общем, повторюсь, до жилетов надо еще много работать.
РГ: Сколько людей принимают участие в вашем проекте?
Эссаиди: Идея проекта - моя. В свое время я выиграла один конкурс для дизайнеров и художников, работающих в сфере генных исследований. Там я познакомилась с Марселем Пиетом из голландской компании Forensic Genomics Consortium. Я по своей сути художник, человек искусства, а потому не знаю в подробностях, как работают высокоскоростные камеры, оружие, как растут отдельные слои кожи, какие генные изменения следует делать у коз и прочее, а потому я собрала определенную команду специалистов. Всего, таким образом, нас шестеро. Это действительно проект, который соединяет разные сферы науки.
РГ: Ваши исследования очень новы и интересны. Вы получаете какую-либо поддержку, финансирование?
Эссаиди: По этому поводу уже есть определенные планы. Например, представители крупнейшего в Европе музей эко- и биоискусства в лице директора Гирта Вербека уже выразили свою заинтересованность в размещение на своих экспозициях наших работ в качества "оды" биоискусству. А так, по большому счету, это вопрос лишь финансирования, соответствующих исследовательских мощностей и некоторого времени, чтобы получить готовый к использованию продукт. Я в этом уверена. Пока же все инвестиции были моими, в первую очередь на это пошли те деньги, которые я получила за победу в уже упомянутом конкурсе.
Вместе с тем, первоначальная задумка была не в создании бронежилетов для военных, это проект сферы искусства. Все практическое применение - это своего рода "побочный эффект", хотя и весьма положительный. Я же, как художник, хотела изучить, показать миру социальные, политические, этические и культурные вопросы, которые возникают в связи с использованием биотехнологий и их применением, в том числе для обеспечения безопасности.
РГ: Есть ли планы по выходу на международную арену: сотрудничество с зарубежными специалистами, экспорт технологий в другие страны и прочее?
Эссаиди: Я в первую очередь биохудожник. Моя главная задача - вдохновить людей мыслить вне привычных стереотипов. Мой нынешний проект имеет столько потенциально возможных направлений применения и исследований, что хватит многим ученым и инженерам на всю жизнь. Например, все это может быть использовано для пластической хирургии. Если будет достаточное финансирование, заверяю вас, мы создадим что-то хорошее и полезное для общества. И я всегда открыта для сотрудничества с зарубежными партнерами.
РГ: Пуленепробиваемая кожа - очень необычный и интересный проект. Может быть расскажите еще о каких-либо любопытных ваших разработках?
Эссаиди: С удовольствием. Я сейчас работаю над еще одним проектом, который назвала "Грабительство пчел - вторая версия". Мы веками, по сути, грабим пчел. Они работают на нас, создавая для нас мед, а сами лишь просто стараются выжить. Мой проект - это найти применение трудолюбию пчел в новом направлении, для выработки электроэнергии. Своего рода новый возобновляемый источник энергии. Улей работает как огромная батарея, внутри которой неустанно трудятся 20 тысяч маленьких "генераторов" - пчел. Только представьте себе это! На этот проект меня также вдохновила научная статья, в которой говорилось о "батарейке на бактериях". В этой батарее специальные бактерии перерабатывают сахар в электричество. По аналогии с этим будут работать и мои пчелы. Вот вам один из новых проектов.