"Геликон-опера" выступил на "Биргитта-фестивале" в Таллине - главном летнем эстонском форуме музыкально-театрального искусства. Оперы "Русалка" Дворжака и "Кармен" Бизе отлично вписались в ландшафт средневекового монастыря Св. Биргитты и культурный контекст эстонской столицы.
"Биргитта-фестиваль", прошедший в этом году в Таллине в седьмой раз, усердно старается поддерживать и укреплять репутацию фестиваля, ставящего в центр внимания эстонской и не только публики лучшие оперные спектакли современности. В свое время он был задуман дирижером Эри Класом по образу и подобию знаменитого фестиваля, устраивающегося в крепости Олавинлинна в финском городе Савонлинна.
Поводом для мечтаний Эри Класа, ставшего впоследствии его худруком, стали руины средневекового монастыря Св. Биргитты в Пирите, восхитительном зеленом районе Таллина с могучей, космического масштаба церковью высотой 35 метров, разрушенной (хотя и далеко не до основания) еще в XVI веке в ходе Ливонской войны. Именно она и стала семь лет назад главным объектом притяжения для фестивального зрителя. Однако исключительно оперным смотром "Биргитта-фестиваль" не стал. Изначальной идеей его создателей было демонстрировать образцы в области музыкального театра, в том числе классического балета, современной хореографии и эксклюзивных сценических жанров, у которых даже появилось определение "монастырских". К последним можно отнести, например, сценическую версию оратории "Жанна д Арк на костре" Онеггера или кантату "Кармина Бурана" Орфа, поставленных специально для фестивальной сцены.
Но в этом году неоперные жанры в программе "Биргитты" создали ощущение, что этому фестивалю срочно нужно дозреть до полноценного оперного фестиваля. Безмерно эклектичные "шедевры" "Русского национального балета" - "Шопениана" Фокина, "Ромео и Джульетта" на музыку Чайковского и "Баядерка" Минкуса в постановке Елены и Сергея Радченко и аутентичный ритуал "Священные церемонии индейцев" с настоящими индейцами из Северной Канады, а также громкое вокально-цирковое шоу из Израиля Voca people не оставили сомнения, что все они включены в программу как коммерчески более благонадежные жанры, способные обеспечить хорошие продажи билетов. На фоне полнокровных оперных постановок все это смотрелось, скорее, суетливым развлечением, на которое, как считается, падок массовый зритель. "Русалка" Дворжака, поставленная Дмитрием Бертманом в 2005 году по заказу датского города Орхуса как современная сказка, идеально вписалась в средневековую ауру монастыря. Главным событием седьмого "Биргитта-фестиваля" все же стал его международный проект - премьера оперы "Аттила" Верди о легендарном предводителе гуннов и деве-воительнице Одабелле. Решенная режиссером Юлларом Сааремяэ и художником Мадисом Нурмсом в жанре фриковатого фэнтези, выросшего из жутких рисунков Ганса Гигера, фильмов про Нарнию, Апокалипсис и всевозможных космических комиксов, опера собрала лучшие молодые вокальные силы современности. Дирижер Эрки Пехк провел ее как ураган - на одном дыхании. Волна оваций накрыла баритона Владислава Сулимского, солиста Мариинского театра. Открытием и сенсацией "Аттилы" стали белорусский бас Анатолий Сивко в заглавной роли и литовское сопрано Сандра Янушайте в партии Одабеллы.