26.08.2011 00:23
Культура

Светлана Ходченкова сыграла заботливую сестру в фильме "За тобой"

Героиня картины Татьяны Ивашкиной "За тобой" искала способ, но не нашла
Текст:  Анастасия Скорондаева
Российская газета - Федеральный выпуск: №189 (5565)
Читать на сайте RG.RU

Фильм "За тобой" - дебют режиссера Татьяны Ивашкиной. И если бы роль главной героини исполнила не Светлана Ходченкова, фильм вряд ли бы привлек к себе внимание.

Ознакомившись с аннотацией к картине, сразу становится понятно - это мелодрама. Горе приходит в семью. Родители Киры (Светлана Ходченкова) и Дани погибают в автокатастрофе. Двадцатилетней девушке приходится искать средства к выживанию, чтобы в буквальном смысле поставить брата на ноги. Как мы узнаем позже из воспоминаний Киры, именно брат подошел к телефону, и ему сообщили о том, что родители разбились. После этой новости ноги его подкашиваются, он теряет сознание. Теперь он в инвалидном кресле и к тому же не слышит.  По словам врачей, паралич и потеря слуха  не  являются физиологическими нарушениями. Это следствие сильнейшего эмоционального шока, вызванного гибелью родителей. Сестра не хочет расставаться с братом, несмотря на советы "добрых" людей, веря, что дома ему лучше. Но и жить им на что-то надо. Целые дни Кира проводит в институте, где подрабатывает лаборанткой. Однажды она забывает дома ключи. Брат, заметив это, решает уйти из жизни вслед за родителями.

На первый взгляд, перед нами истории о девушке, готовой пожертвовать собой ради того, чтобы спасти родного человека. Но это на первый взгляд...

За оставшиеся пятьдесят минут просмотра мы узнаем, что Кира на самом деле не такая уж и хорошая. В ту секунду, когда она должна будет решить, спасти ли ей жизнь девочки, которая может попасть под машину, или сохранить свою, зритель окунется в события прошлых дней ее жизни. И получится: не поругайся она с родителями, возможно, они не разбились бы, следовательно, брат не стал бы инвалидом. Перед нами в ярких красках пролетает тот злополучный день, когда все могло быть иначе. Ярких, потому что именно в этот момент режиссер меняет тусклые тона жизни с больным братом, черно-белые кадры воспоминаний о родителях, на яркие цвета первых детских рисунков на асфальте, цветов сирени, разноцветных клубков шерстяных ниток.

Копнув еще дальше, мы узнаем, что если бы однажды Кира не предала свою подругу, то у нее не было бы причины слово за слово рассориться с мамой. Но жизнь не имеет сослагательного наклонения.

 ...И вот перед нами Кира в момент принятия решения, чья жизнь важнее: ее собственная или рассеянной девочки, которая через долю секунды попадает под колеса грузовика. Девочка будет спасена и продолжит выполнение школьного задания, позвонив в квартиру, где Данька уже готов упасть с балкона. Но резкий звонок внезапно вернет ему слух. Коляска разобьется об асфальт, а он откроет дверь...

Зачем автор сценария и режиссер наградил главную героиню столь тяжелой ношей, не совсем понятно. Поставив героиню перед тяжелым решением: ты или девочка? - режиссер никого не спасла, а убила не только Киру, но и Даньку. Невозможно представить, что мальчик, оправившись от сильнейшего шока и через пару часов узнав о смерти сестры, дальше заживет счастливо. Если вообще останется жить…

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Выступив в роли судьбы, Татьяна Ивашкина ради неожиданного конца жестоко расправилась с надеждой на лучшее. Зачем? Жертва, принесенная Кирой, говорит о ее  эгоизме - спасение своей души от тех мучений совести за ошибки прошлого, вместо спасения жизни брата. К чему тогда ее воспоминания о том, что могло бы быть, поступи она по-другому? Если же поступок Киры был спонтанный, то все предыдущие воспоминания просто бессмысленны...

Наше кино