Даже если работники судостроительной отрасли объявят забастовку, от выполнения части обязанностей их никто не освободит - определенный минимум работ они все равно должны будут выполнить.
Сегодня в "РГ" публикуется приказ Министерства промышленности и торговли РФ, которым утверждается, какие именно работы должны выполняться, несмотря на акции протеста. Речь идет о деятельности, связанной с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества.
Как написано в документе, перечень работ и услуг, которые обязательно должны выполняться, согласован с Российским профсоюзом работников судостроения. В профсоюзе корреспонденту "РГ" пояснили, что перечень существовал и раньше, а приказ минпромторга выпущен в ходе выполнения постановления правительства от 17 декабря 2002 года. Оно обязывает каждое министерство иметь список работ и услуг, выполняемых, несмотря на возникновение забастовки. В частности, к минимальному перечню работ для судостроительной отрасли относится труд дежурного персонала по обслуживанию электрических, газовых и тепловых, водопроводно-канализационных сетей, системы физической защиты ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, системы обеспечения поддержания температурного режима в реакторном отсеке. Также обязан не примыкать к забастовкам персонал, занятый предотвращением ядерных и радиационных аварий, контролем за радиационной безопасностью и работами, связанными с ядерной или радиационной опасностью, защитой гостайны.
Также, согласно приказу, должны выполняться работы дежурно-вахтенных служб судостроительных заводов в период достройки кораблей и судов у достроечных набережных, работы персонала по осуществлению оперативной связи с властями всех уровней, в том числе по обеспечению передвижения транспортных средств. И конечно, несмотря ни на какие протесты, должна быть обеспечена работа персонала медико-санитарного пункта.
Вообще, как пояснили "РГ" в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), в Трудовом кодексе содержится целый перечень организаций, работники которых в принципе не имеют право на забастовку. К их числу относятся организации Вооруженных сил России и все военные формирования, непосредственно отвечающие за обеспечение обороны страны, ее безопасность, аварийно-спасательные, поисково-спасательные, противопожарные работы, предупреждение или ликвидацию стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Нет права на забастовку у сотрудников правоохранительных органов, организаций, обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, у работников скорой и неотложной медицинской помощи. У тех, кто обеспечивает жизнедеятельность населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы). Кроме того, не допускаются забастовки в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении. Таким образом, уточняют в ФНПР, эта ситуация рождает двойственность - одни работники имеют право прибегнуть к забастовке как способу разрешения коллективного трудового спора, другие - категорически нет. А это значит, нужно законодательно разработать две различные правовые модели проведения примирительных процедур при коллективном трудовом споре - в зависимости от того, могут или не могут работники провести забастовку. В частности, решать конфликтные ситуации можно было бы через независимый трудовой арбитраж. Однако сегодня арбитражные суды и центры примирительных процедур есть только в Москве, Санкт-Петербурге и Пензе. Чтобы система заработала по всей стране, нужны поправки в Трудовой кодекс, добавляют в ФНПР, в том числе надо прописать введение беспристрастного арбитража там, где забастовки запрещены или ограничены, и обязательность его решений.