На сутки раньше, чем ожидалось, морские буксиры привели к месту будущей работы в Печорском море первую в российском секторе Арктики морскую ледостойкую стационарную платформу (МЛСП) собственной постройки.
Как уже сообщала "РГ", это гигантское сооружение десять дней назад покинуло причал 35-го судоремонтного завода под Мурманском, где на "Приразломной" проводили завершающие работы, включая заливку в ее подводные кессоны бетонного балласта. Тем самым к весу металлической конструкции - а это 117 тысяч тонн - добавилось еще 122 тысячи тонн бетона.
Плавучую громадину общей массой более четверти миллиона тонн предстояло переместить из Кольского залива в ту часть Баренцева моря, которую геологоразведчики и нефтяники вслед за местными жителями называют Печорским морем. Там, в 55 километрах от берега, под 20-метровым слоем воды разведано нефтяное месторождение с извлекаемыми запасами в 46,4 миллиона тонн.
Чтобы добраться до них, и было затеяно строительство стационарной буровой платформы. Работы, начатые на "Севмаше" еще в середине 90-х годов, по разным причинам растянулись на полтора десятилетия - менялся заказчик, неоднократно корректировали проект, не было должного финансирования.
Но теперь все заводские операции позади. Оставшиеся работы и пуско-наладочные процедуры по взаимному согласию подрядчика ("Севмаш") и заказчика в лице компании "Газпром нефть шельф" будут производиться уже на месте.
Как пояснили в пресс-службе "Севмаша" со ссылкой на заместителя генерального директора верфи Валерия Бородина, буксировка платформы через Баренцево море прошла на удивление гладко - почти при штилевой погоде, что случается нечасто в этих широтах.
Команда из 96 человек, находившаяся на "Приразломной" во время перехода, занималась тестированием различных систем и проводила тренировки. В ближайшие три дня, по словам Бородина, будет проводиться раскрепление и посадка платформы на место. А дальше вокруг нее станут отсыпать так называемую берму - своего рода защитный и удерживающий пояс из бутового камня. С учетом объема перевалочных работ - до 100 тысяч тонн - на эту операцию отводится полтора месяца.
Кстати
Читатели "РГ" и посетили нашего сайта, внимательно следящие за публикациями, не согласились с утверждением, что "Приразломная" - первая российская стационарная платформа собственного изготовления. "В 2009 году, - пишет С.Шкутов, - группа компаний "Каспийская энергия" вывела в Каспийское море первую российскую стационарную ледостойкую платформу на Каспии, которая теперь успешно эксплуатируется "Лукойлом". Что ж, принимаем к сведению. И будем считать, что "Приразломная" - это первое сооружение подобного рода в российском секторе Арктики.