Развитие биомедицинских технологий в последние годы показывает, что до 2020 года в мире возможен взрывной рост этой инновационной отрасли экономики. Этот рост потребует не только вовлечения тысяч инженеров и биологов для работы над одной задачей, но и поставит перед системой образования новую задачу - подготовки специалистов в области биомедицинской инженерии.
Такие области, как регенеративная медицина, биоэлектроника, искусственные нейроны, потребуют от вчерашних выпускников вузов совершенно новых компетенций.
Например, для США 2011 год в области развития биомедицинских исследований выделяется особенно. Начиная с этого года и как минимум до 2015 года DARPA (агентство американского минобороны, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооруженных силах) будет наращивать объем поддержки биомедицинских технологий. Впервые в отдельную группу выделены наравне с оборонными исследованиями программы фундаментальных медицинских исследований (37,9 млн долларов). Впервые выделены в отдельную группу прикладных исследований биомедицинские технологии с объемом финансирования 110 млн долларов.
Перед реалиями очередного этапа трансформации мировой промышленности задача российских вузов - взять происходящее на заметку и понять, каким образом может измениться подготовка научно-технических лидеров завтрашнего дня. Какие кадры будут нужны для новой биомедицинской промышленности? Какой опыт накоплен российскими вузами в подготовке кадров для промышленных предприятий и как этот опыт может быть использован? Как изменится облик инженерного образования будущего? Насколько вообще возможен выпуск специалистов биологов-инженеров?
Речь в первую очередь идет о подготовке биологов и биотехнологов с инженерно-физическим образованием, способных работать на сложном оборудовании, будь то установки ЯМР, томографы, хирургический робот DaVinci или новейшие секвенаторы. Такие программы уже сейчас реализуются в МГУ, МФТИ и МГТУ им. Баумана и затрагивают такие прикладные области, как искусственные органы, регенерация, комбинированные устройства, геномные технологии.
Вторая задача, гораздо более важная в перспективе, - подготовка специалистов для биологических компаний и команд. В задачах проектирования будущей персональной технологии или медицинского продукта для пациента в одной команде можно встретить биологов, врачей, инженеров, физиков. Очень похоже на хирургическую бригаду из книги Фредерика Брукса "Мифический человеко-месяц", вот только задача усложняется тем, что и специальности участников таких "бригад" будут разные. И все они должны работать в рамках одного проекта и одной индустрии, кадры для которой готовить еще только предстоит.
Таким образом, в области профессионального образования специалистов и широкой программы дополнительного образования граждан должны быть созданы и внедрены следующие образовательные стандарты и программы: переподготовка специалистов с медицинским образованием по программам медицинских постгеномных технологий, клеточных технологий и регенеративной медицины; в области высшего образования - расширение в вузах программ подготовки на физико-математических, биологических и медицинских факультетах в область биотехнологий и биоматериалов. Разработка и внедрение общенациональной программы повышения квалификации и знаний граждан в области современных биотехнологий и их возможностей для лечения - Открытый университет передовых биомедицинских технологий (заочный).
Примером такого "университета нового типа" выступает Singularity University в Калифорнии - совместный проект NASA и Google по созданию нового междисциплинарного университета будущего. Миссия университета состоит в том, чтобы собирать, обучать и вдохновлять лидеров, которые стремятся содействовать экспоненциальному развитию технологий в целях ответа на новые вызовы человечества.
Третья задача - обучение пациентов, точнее, самообучение. В том же смысле, в котором мы его видим сейчас у больных сахарным диабетом. Любой пациент, стремящийся выжить, должен будет освоить ряд специальных знаний в таких областях, как геном, биология, робототехника и электроника (если ему был установлен протез), социальные технологии (в лечении социально значимых заболеваний, требующих постоянной эволюции методов лечения).
В рамках программы вовлечения российского общества в стратегические для государства исследования и разработки должно быть предусмотрено создание российских "ассоциаций исследования", объединяющих возможности пациентов в области создания радикальных средств лечения заболеваний.
Примеры таких объединений граждан можно найти в США, например, ассоциация JDRF объединяет пациентов с сахарным диабетом и исследователей, объединяющих свои усилия в поддержке научных исследований по созданию искусственной поджелудочной железы.
В 2011 году одной из озвученных председателем правительства РФ Владимиром Путиным идей по созданию Агентства стратегических инициатив стало создание программ профессиональной переподготовки специалистов. Примером такой программы дополнительного образования является совместный проект МФТИ и ряда медицинских учреждений по созданию Открытого университета передовых сингулярных технологий.
Программы и специальности такого университета должны быть ориентированы на исследователей и специалистов с высшим образованием либо наличием степени, работающих в области сингулярных технологий: в индустрии фармакологии, социальных сетей и медицины.