30.08.2011 00:40
Экономика

Минпромторг: К 2020 году доля российских компаний на рынке должна вырасти до 40 процентов

Доля российских производителей к 2020 году должна увеличиться до 40%
Текст:  Людмила Морозова
Российская Бизнес-газета - : №30 (812)
Читать на сайте RG.RU

Минпромторгом подготовлен проект стратегии развития медицинской промышленности на период до 2020 года. Проект готов к согласованию в ведомствах. Каковы основные приоритеты стратегии, рассказал "РБГ" директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Цыб.

- Сергей Анатольевич, как давно начата работа над стратегией медицинской промышленности? Готова ли она к принятию?

- Работу мы начали в прошлом году, с учетом предложений и замечаний доработали и представили сообществу. За это время состоялся целый ряд встреч и обсуждений, в которых приняли участие десятки экспертов отрасли. К тому же в ходе работы над стратегией к диалогу были приглашены иностранные коллеги, в частности, Ассоциация международных производителей медицинской аппаратуры IMEDA, которая активно работает на российском рынке. В рамках стратегии мы уделяем большое внимание развитию партнерства между российскими и иностранными производителями. На сегодняшний день учтены практически все замечания и предложения. Стратегия готова к согласованию в ведомствах.

- Законодательно нужно что-то изменять для принятия стратегии?

- В последнее время нормативная база достаточно сильно изменилась как в части совершенствования госзакупок, так и в части обращения медицинских изделий. Предстоит большая работа по развитию законодательства в этой области. В частности, необходимо появление закона "Об обращении медицинских изделий на территории РФ", чем сейчас активно и занимается ведомство.

- На что направлена стратегия развития медицинской промышленности?

- Стране необходим документ, который задавал бы определенные ориентиры на ближайшие десять лет, который четко бы определял индикаторы и показатели. Наличие такого документа позволит структурно построить нашу совместную работу для того, чтобы выработать конкретные меры, как поддержать отечественного производителя и в целом развитие рынка, развитие совместных проектов на территории России. Любое поступательное движение вперед, которое будет нас вести к улучшению инвестиционного климата в этой области, к появлению новых научных исследований, открытий и совершенствованию всей нормативно-законодательной базы.

Важно, что в стратегии уделяется внимание развитию сегментов в целом, а не отдельно этапов разработки или производства готового продукта. Не секрет, что многие рынки монополизированы, крупные компании доминируют как на российском рынке, так и на рынках других странах. По этой причине в стратегии уделяется внимание решению задач по обеспечению ключевыми компонентами для производства уже готового продукта.

Между тем стратегия медпромышленности тесно связана с решением задач развития здравоохранения в стране и во многом ориентирована на то, чтобы обеспечить растущие потребности внутреннего рынка. Например, уже сейчас, в рамках подготовки программы модернизации, минпромторгом созданы рабочие группы и сформирован перечень медицинского оборудования российского производства, позволяющий медицинским учреждениям решать задачи модернизации с использованием российской продукции.

Таким образом, стратегия развития медпромышленности - это не обособленный документ, а часть общей системы стратегических инициатив правительства. Безусловно, формирование стратегии и формулирование задач развития в первую очередь исходит из того факта, что развивающиеся страны становятся привлекательными по своим темпам роста, демонстрируя серьезную динамику роста до 15-20 % в год. Тот прогноз, который заложен в стратегию, предполагает, что рост в ближайшие годы сохранится такими же темпами.

- Доля импорта на российском рынке велика?

- Позиция министерства сводится к тому, что те 19-20%, которые сейчас имеет российская промышленность, недостаточны, наши цели и задачи связаны с тем, чтобы за счет определенных методов и собственных изделий эту долю увеличить. В России не так много компаний, активно действующих на этом рынке. В пределах 300 компаний имеют относительно устойчивые финансовые показатели, специализируются действительно на выпуске медицинских изделий как основного направления бизнеса. Согласно стратегии, доля локального производства в России к 2020 году должна увеличиться до 40%, что в современных условиях в большинстве стран приемлемо, для того чтобы на конкурентном уровне существовала промышленность. По прогнозу рынок к 2020 году в России будет составлять около 450 млрд рублей в год. Фактически он будет формироваться за счет увеличения финансирования системы здравоохранения, в том числе и по различным государственным программам. Задача на ближайшее время - часть этих средств направить на повышение конкурентоспособности отечественной медицинской промышленности, формирование современных производств на территории Российской Федерации.

Изменение структуры рынка продукции медицинской промышленности в случае инновационного внедрения

Фарминдустрия