30.08.2011 00:42
Экономика

Власть и бизнес могут перейти на систему электронных торгов

Текст:  Дмитрий Бирман (председатель Нижегородского регионального отделения общественной организации "ОПОРА России")
Российская Бизнес-газета - : №30 (812)
Читать на сайте RG.RU

Перед властью и бизнесом поставлена задача: при формировании государственного и муниципального заказа перейти на систему электронных торгов. В связи с этим у потенциальных участников торгов возникает несколько вопросов, связанных с подготовленностью к тому, как они будут проходить.

Мы понимаем, что необходима не просто техническая обеспеченность всех участников, но она должна быть в одном формате. То есть у всех участников должен быть высокоскоростной Интернет с одинаковыми характеристиками. Потому что по правилам, если у одного из участников произошел технический сбой, торги останавливаются, неполадки устраняются, и только после этого торги могут быть продолжены. Как все будет происходить в жизни, а не на бумаге, кто и как сможет использовать такие сбои, пока не совсем понятно. Следующий интересный момент. Все конкурсы и аукционы проводятся с обеспечительным взносом в пять процентов от цены аукциона. То есть если цена пять миллионов, то предприниматель, желающий участвовать в торгах, должен откуда-то взять такую сумму. Что происходит дальше? По окончании аукциона участнику возвращается обеспечительный взнос, по закону, в течение 10 дней. А в реальности в лучшем случае в течение месяца. При том что торги проходят в том регионе, в котором находится предприниматель, его бизнес. А если торговая площадка расположена на другом конце страны? Когда предприниматель получит возврат обеспечительного взноса? Далее. Перед проведением конкурсов, аукционов составляется конкурсная документация. По закону, это должен делать заказчик. Но сейчас нередко он просит составить документацию одного из потенциальных участников, лучше самого заказчика, разбирающегося в технических аспектах заказа. Зачастую участник так составляет бумаги, что никто другой не может принять участия в торгах. Характеристики прописываются невыполнимые. На деле получается так. Когда конкурс выигрывает составитель документации, он сумеет "договориться" с заказчиком. Когда же выигрывает кто-то другой, заказчик обязывает его выполнить условия точь-в-точь. В процессе подготовки аукционов нам не раз удавалось доказать заказчику, что выполнить условия, прописанные в документации, технически невозможно. Но такое возможно только при личном контакте заказчика и участника. Как это получится в системе электронных торгов, непонятно. Непонятен также момент времени проведения торгов. Часовых поясов в нашей стране, протянувшейся с востока на запад, множество. Если где-то произойдет технический сбой, торги остановятся, участники разойдутся по домам. Когда же торги возобновятся, в одной части страны день будет в самом разгаре, в другой - уже за полночь.

Вообще, очень много вопросов с организационной точки зрения. К тому же необходимо сначала научить предпринимателей тому, как надо работать в условиях электронных торгов, как готовить документацию. Могу сказать, что в нашей компании люди, готовящие документацию, учились этому не менее года.

Что же говорить о частном предпринимателе, о небольших фирмах? Все эти вопросы должны быть решены заранее.

Ассоциация электронных торговых площадок (АЭТП) совместно с "ОПОРОЙ России" в ходе реализации проекта по консультационной поддерж ке и обучению представителей бизнеса на сегодняшний день обучили 5,5 тыс. человек. В ходе обучения мы столкнулись с весьма неожиданными проблемами. Например, выяснилось, что не которые предприниматели (порой даже не совсем "малые") не знают, что такое ЭЦП. Мы за это время слышали версии и "флешка", и даже "свисток". И это нас со вершенно выбило из колеи. Я, конечно, по нимаю, что предприниматель не обязан разбираться, скажем, в системах аппарат ной защиты, но в правовых последствиях принятого решения он разбираться обя зан. Все-таки ЭЦП имеет реальную юри дическую силу.

Также многие пред приятия не умеют рассчитывать свою при быль. Например, поставщики, которые узнают, что они могут предложить свои услуги государству, часто с излишним эн тузиазмом сбавляют цену, не думая, что маржа будет не совсем та, которую они ожи дали. Скажем, предложили 8 млн вместо 10 млн рублей, а прибыль оказалась 50 тыс. С учетом того, что придется еще потратить ся на ЭЦП, обеспечение и так далее, то это становится невыгодно. Что самое забавное, избежать этого весьма просто - надо толь ко использовать определенные аналитиче ские программные комплексы, с помощью которых можно посмотреть динамику средних цен в разных регионах, на струк туру их экспорта-импорта и так далее. Это позволит весьма точно оценить ситуацию: как шансы на победу, так и рассчитать прибыль.

Нижегородские предприниматели смо гут узнать все, что им понадобится для уча стия в электронных торгах на базе Нижего родского отделения "ОПОРЫ России". Один день у нас посвящен специально практике, то есть предприниматели смогут своими глазами увидеть, как ведутся торги, и понять, как это делается с технической точки зрения. Это сделано для того, чтобы впоследствии им было проще применить полученные на курсах знания. Мы призываем биз несменов как можно более осторожно подходить к вопросам выбора "учителя". Все хорошее требует и денег, и времени, но об этом часто забы вают. Поэтому нередко бывает, что пред приниматель сначала выбирает "там, где подешевле", какой-нибудь "экспресс-курс за пару часов", а потом все равно приходит к нам, так как не понял ни чего.

Плюсом и стимулом для обучения электронным торгам служит компенсация средств, потраченных предпринимателем на свое обучение государством. Государственные программы поддержки предпринимателей, которые реализуются через министерство поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, позволяют получить средства от государства, если предприниматель потратил их на свое обучение. Инертность и непонимание процессов со стороны предпринимателей приводит порой к тому, что победителями конкурсов становятся компании из других регионов. Заказы на выполнение работ и услуг, выставляемые через субъект и муниципалитет, наш нижегородский предприниматель в силу отсутствия знаний не получает. Очень обидно, потому что когда активно само сообщество, то выигрывает и регион.

Малый бизнес Крупные компании