01.09.2011 00:40
Экономика

Эксперты: сделка "Роснефти" с ExxonMobil более выгодна, чем проект с BP

Нового партнера для освоения шельфа "Роснефть" нашла всего за три месяца
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №193 (5569)
Читать на сайте RG.RU

Осваивать Арктический шельф вместе с российской компанией "Роснефть" будет американская ExxonMobil. Накануне стороны подписали договор о создании стратегического альянса. Это более выгодная сделка, нежели сорвавшийся проект с BP, оценивают эксперты.

ExxonMobil - самая крупная нефтяная компания в мире, она обладает технологиями, которых нет у BP, объясняет старший эксперт ООН по энергетике, исполнительный вице-президент Московского нефтяного клуба Тогрул Багиров. На разработку новых технологий американский нефтяной гигант тратит сотни миллионов долларов, на них трудятся собственные институты, рассказывает он.

Между тем для российской стороны именно шельфовые технологии имеют первостепенное значение, особенно для освоения Арктики. "Она потенциальное нефтяное Эльдорадо: по некоторым оценкам, там находится чуть ли не треть всех мировых запасов нефти", - объясняет интерес к региону директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. К тому же добыча на месторождениях Саудовской Аравии, в других странах достигла своего пика, наращивать ее дальше невозможно. Но добывать арктическую нефть надо на шельфе, а у российских компаний нет для этого технологий.

Раньше, напомним, "Роснефть" предполагала получить их через сотрудничество с британской BP. Но сделка стоимостью 16 миллиардов долларов развалилась из-за конфликта акционеров: против нее выступил консорциум AAR, которому принадлежит доля в российско-британской дочке ТНК-BP. Впрочем, надо сказать, на поиск нового партнера ушло всего три месяца. "То, что удалось договориться с ExxonMobil, хорошая новость, - оценивает Багиров. - Американская компания, которая является преемницей легендарной рокфеллеровской Standard Oil, считается сложным переговорщиком. Они тяжело принимают решения, и в России долгое время довольствовались участием в проекте "Сахалин-1". Создание альянса, надеется эксперт, будет работать на улучшение имиджа страны, подтвердит международный статус российской национальной компании. Видимо, проект получил одобрение в формате российско-американского энергетического диалога, предполагает он.

В соглашении обозначены пять основных направлений, по которым будут сотрудничать компании: геологоразведка и освоение шельфа на Карском и Черном морях, создание в Санкт-Петербурге Арктического научно-практического исследовательского центра, изучение возможности разработки труднодоступных месторождений в Западной Сибири, а также участие "Роснефти" в проектах ExxonMobil в других странах. Соглашение рассчитано на десятки лет, прямые инвестиции компаний составят 200-300 миллиардов долларов, рассказал на церемонии его подписания вице-премьер Игорь Сечин.

Впрочем, по мнению Пикина, на самом деле вложения в освоение Арктики обернутся в гораздо большую сумму. 200-300 миллиардов долларов - это лишь начальные инвестиции, связанные с геологоразведкой, строительством инфраструктуры, прогнозирует он. А так как к Арктике еще даже не начали подступаться, на освоение уйдут десятилетия, говорит Пикин. Однако первые скважины могут начать работать и раньше. Представители "Роснефти" заявляли в прессе, что первую скважину планируется пробурить в 2015 году. В то же время успех альянса будет зависеть от российского налогового законодательства, предупреждает Пикин. И предполагает, что при столь длительном и затратном проекте американцев вряд ли устроит частый пересмотр налоговых ставок. Возможно, следующим шагом станет предложение заключить соглашение о разделе продукции (СРП), предполагает Пикин. Сейчас такие проекты развиваются только на Сахалине. Но они позволяют нивелировать риски по пересмотру налогов и переложить их на договоренности о разделе продукции между сторонами, объясняет эксперт.

Что же касается возможного участия "Роснефти" в добыче на месторождениях других стран, то еще неизвестно, как скоро воспользуется этим правом российская компания, говорит Пикин: "У нас и дома много дел". Тем не менее этот пункт соглашения все равно важен. Если мы пускаем иностранцев к себе, то должен быть сделан и встречный шаг, это нормально, поясняет эксперт. "Это, по сути, первый пример, когда российская госкомпания допускается на рынок США", - замечает Багиров.

Нефть и газ Роснефть British Petroleum