В ближайшие дни в Госдуме планируют рассмотреть проект закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Безусловно, большинство его положений необходимы для развития системы охраны здоровья в России. В то же время очевидно, что документ нуждается в изменениях и дополнениях, часть из которых носит концептуальный характер, а часть следует учесть при доработке отдельных статей.
В ходе подготовки нового закона премьер-министр Владимир Путин обратил внимание на необходимость учета мнения врачебного сообщества. Эксперты Счетной палаты совместно с представителями медицинских кругов принимают активное участие в дискуссии, в том числе на площадках Общенационального народного фронта. И мы уже можем сделать конкретные выводы.
Проект закона, конечно же, несет в себе позитивные новшества. Во-первых, впервые законодательно определены такие ключевые понятия, как "здоровье", "пациент", "лечащий врач", "медицинская деятельность" и другие. Во-вторых, установлена приоритетность профилактического направления, включая активное формирование здорового образа жизни. В-третьих, пристальное внимание уделено защите конституционных прав граждан. К основным принципам охраны здоровья отнесены добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от него. Подчеркнута недопустимость отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни. В отдельные статьи выделены врачебная тайна и запрет эвтаназии, а также на клонирование человека.
Весьма важно и то, что отдельное внимание уделено вопросу разграничения платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи. Сложившаяся практика нерегулируемого замещения бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами нарушает конституционное право граждан на бесплатную медпомощь и создает условия для роста социальной напряженности.
На что хотелось бы обратить внимание в первую очередь? Реализация столь важного закона затронет жизнь каждого жителя России. Поэтому было бы предпочтительней, чтобы его принятию предшествовало утверждение Концепции развития системы охраны здоровья населения страны. Именно в ней должны быть представлены основные принципы развития здравоохранения, а закон должен основываться на них и фиксировать правоотношения в системе охраны здоровья.
Поскольку концепция пока не утверждена, законопроект недостаточно четко структурирован. Например, изложенные в статье 4 принципы в большей степени отражают систему оказания медицинской помощи, но не систему охраны здоровья. Ведь она, как известно, включает в себя не только медицинское обеспечение, но и условия труда, питания, отдыха и другие составляющие. Законопроект более узок по своему содержанию, и его скорее можно было бы назвать законом "Об основах оказания медицинской помощи".
В проекте не указано, что на основе приоритетов, прежде всего, должны разрабатываться программы улучшения здоровья, а не только программы развития здравоохранения. Практически не прописана ответственность всех уровней госвласти за недостаточное ресурсное обеспечение здравоохранения, включая финансовое, за несоблюдение прав граждан в сфере охраны их здоровья. Основные требования проекта сводятся лишь к системе здравоохранения, соблюдению порядков оказания и стандартов медпомощи.
Одна из основных проблем здравоохранения - значительные диспропорции в обеспеченности медицинскими кадрами в регионах, а также существенный дефицит врачей первичного звена в сельских и труднодоступных территориях. Понятно, что возврат к советской системе закрепления кадров невозможен. Поэтому необходимо законодательно прописать современные рыночные механизмы и способы решения столь значимой проблемы.
Помимо концептуальных замечаний эксперты обращают внимание и на отдельные нюансы. В частности, законопроект предоставляет новое полномочие органам местного самоуправления - создание условий для оказания медицинской помощи. Уже сегодня поступает много вопросов, что же к ним относится. Ведь местная власть должна будет закладывать соответствующие бюджетные ассигнования. Очевидно, что для их целевого и эффективного использования необходимо законодательно конкретизировать направления расходов (содержание зданий, транспортная доступность медицинских организаций, ремонт зданий и пр.).
Далее. Законопроектом (статья 37) требования к соблюдению стандартов медпомощи и порядков ее оказания прописаны как единые по всей стране. Однако в каждом субъекте есть свои особенности. Соответственно, условия, уровни и этапность оказания медицинской помощи по профилям и заболеваниям существенно различаются. На наш взгляд, на федеральном уровне следует ограничиться установлением единых порядков оказания медпомощи только по ее видам (первичная, специализированная и пр.), а регионам - разрешить разработку и установление порядков оказания медицинской помощи по отдельным профилям, позволяющим выполнять федеральные стандарты.
Еще один казалось бы формальный момент. Статьями 32, 33, 34 законопроекта прописываются виды, условия и формы оказания медицинской помощи. Сомнительным является включение специализированной медпомощи в понятие первичной медицинской помощи. Во всем мире первичная медико-санитарная помощь отвечает следующим принципам - первый контакт гражданина с медициной, массовое обращение населения, доступность и максимальная приближенность к месту проживания людей. Специализированная медицинская помощь этим требованиям не отвечает. При этом авторы законопроекта четко прописывают, что первичная медпомощь оказывается только в амбулаторных условиях, а специализированная - только в больницах. Какова же, в таком случае, будет судьба центров амбулаторной хирургии, амбулаторного гемодиализа и других ресурсосберегающих технологий специализированной помощи, которые уже получили свое развитие в амбулаторном звене во многих территориях? В законопроекте правового обоснования их дальнейшего функционирования не предусмотрено. Кроме того, совершенно не понятно, каковы будут критерии отнесения медицинской помощи к видам - первичной специализированной или специализированной? В законе следует уточнить понятие первичной медико-санитарной помощи, которая может оказываться как врачами общего профиля, так и специалистами. Также следует исключить жесткое разграничение оказания того или иного вида медицинской помощи в зависимости от амбулаторных или больничных условий.