01.09.2011 09:57
Культура

Венецианский фестиваль открылся политической драмой Джорджа Клуни

Текст:  Валерий Кичин
Читать на сайте RG.RU

Фильм открытия 68-го Венецианского кинофестиваля "Мартовские иды” Джорджа Клуни - политическая драма в духе "Хвост виляет собакой”. Первое, что чувствует во время просмотра человек из России, это жгучая зависть: где-то же есть политическая жизнь, и предвыборные дебаты, и телевизионные дискуссии! Второе чувство: а что толку, что есть, если идет циничнейшая игра в демократию, если все покупается-продается, если все каждый миг готовы предать и переметнуться, если никто никому не верит, и даже постель становится средством провернуть очередную политическую интригу.

Фильм снят по театральной пьесе, и это очень чувствуется: весь саспенс - в диалогах, зато это настоящий саспенс. Такой картине нужны не просто актеры, а умные актеры - от умных глаз мы в российском кино, признаться, отвыкли, у наших сериальных звезд все больше плошки. А тут - глаза, и в них вопрос, мучение, недоверие, в них поиск ответа, в них читаешь ход мысли. Несомненно лидирует Райан Гослинг в роли тридцатилетнего губернаторского пресс-секретаря - журнал Variety включил его в десятку молодых актеров, за которыми следит мир. Хорош Джордж Клуни - губернатор Моррис, проходящий в Огайо свои предвыборные "праймерис” - ключевой этап гонки за президентским креслом. Политтехнологов разного калибра играют Филип Сеймор Хоффман, Поль Джиаматти, Джеффри Райт. Хороша - не только симпатична, но и опять-таки умна - Эван Рэйчел Вуд в роли юной стажерки, которая вовлекла героя в вероломную интригу и сама же пала ее жертвой.

"Я не христианин, не еврей, не мусульманин, и единственная религия, в которую я верю, - конституция Соединенных Штатов Америки” - такими торжественными словами начинается фильм. Но эти слова оказываются лишь репетицией будущей речи претендента, их произносит пресс-секретарь, а потом, придав заученному необходимую спонтанность, повторяет сам губернатор в зале, полном телекамер и журналистов. И становится очевидной цена высоким словам. И вот так, шаг за шагом, фильм с неизменно иронической интонацией вводит нас в предвыборную кухню, которая чем дальше, тем больше напоминает зловещий цирк: "игра, идет игра…” Герой фильма, в сущности, проходит путь Гамлета, который с ужасом убеждается в гнилости всего своего окружения, всего датского королевства. Он такой же сосуд скорби - временами, на мой взгляд, Гослинг даже чересчур злоупотребляет этой краской.

В целом картина Клуни сделана очень крепко, она принадлежит к тому разряду актуального кино (не в птичьем понимании этого термина, а действительно актуального), к которому в России никогда не решались подступаться. Сам Клуни называет ее сказкой с моралью - она "о молодом человеке, который хочет преуспеть на этой стезе, но оказывается, цена успеха - его душа”.

Я думаю, исполнитель главной роли Райан Гослинг открыл счет претендентам на актерский приз Монстры - Кубок Вольпи.

Мировое кино