На совещании по модернизации системы здравоохранения в Смоленске Владимир Путин раскритиковал губернаторов за огромные очереди в поликлиниках. Премьер продемонстрировал чиновникам ролик, в котором больные, часами томясь в коридорах, рассказывали в камеру, что они думают о современном состоянии медицины. В "черный" список попала и Липецкая область.
Задачу, как сделать врача более доступным для пациента, в регионе пытаются решить уже несколько лет. Система предварительной записи проблему не решает. До недавнего времени, чтобы получить талончик на прием к специалисту, в некоторых медучреждениях приходилось занимать "живую" очередь в регистратуру задолго до ее открытия. Сегодня большинство поликлиник ведет предварительную запись по телефону. В Липецке даже появился короткий номер "130", по которому можно записаться к терапевту, педиатру и врачу общей практики. И, как сообщили нам в сall-центре, услуга стала популярной. Вот только время посещения узких специалистов зачастую расписано задолго вперед. Иногда на целый месяц.
Пациенты уверены, что очереди возникают из-за недостаточного количества медперсонала. Например, на две поликлиники Ельца с населением в 120 тысяч жителей - всего один окулист. До обеда он работает в одном лечебном учреждении города, после - в другом. Сейчас, когда он в отпуске, в регистратуре ответ короткий: "Приходите после пятого сентября, пока записывать не будем".
На прием к единственному в Елецкой поликлинике N 2 неврологу в регистратуре тоже не записывают. Это можно сделать только по пятницам в кабинете главного регистратора. И то лишь после того, как пациент получит направление на консультацию от врача общей практики. "Получается, сначала надо отстоять очередь к терапевту, потом еще одну, к неврологу", - возмущаются посетители.
- Конечно, такая система нравится не всем, - говорит главный врач МУЗ "Елецкая городская поликлиника N 2" Иван Груздев. - Хотя на практике многие заболевания, с которыми пациенты обращаются к неврологу, могут лечить и врачи общей практики. Поэтому, чтобы разгрузить единственного невролога поликлиники, мы и направляем первично пациентов на консультацию с врачом общей практики. При разумной организации работы с наплывом пациентов в поликлинике может справиться и один специалист.
В Липецке повысить качество и доступность медпомощи решили с помощью комплексной медицинской информационной системы. Она включает в себя электронную регистратуру, позволяющую использовать различные формы записи на прием к врачу (как по телефону, так и через Интернет), а в перспективе и создание персональных "электронных карт" (с историей болезни и данными исследований на цифровом носителе). Такой документооборот призван экономить время медика, необходимое на заполнение бумаг. По предварительным подсчетам, электронные регистратуры восьми городских поликлиник будут стоить не менее 35 миллионов рублей.
Для реализации проекта в качестве "пилотной" выбрана липецкая поликлиника N 1. Здесь уже установили электронные киоски, через которые граждане могут самостоятельно записываться к врачу. Правда, новшества пока не избавили липчан от необходимости толпиться в коридорах. Получив заветный талон, больные направляются в очередь непосредственно к врачу. Причем, вовсе не факт, что доктор и пациент встретятся в назначенный час.
- Одни врачи стараются принимать пациентов строго по времени и укладываться в отведенные 15 минут, другие - в порядке "живой очереди", - рассказали "РГ" сотрудники городской поликлиники N 2 города Липецка. - Здесь и начинаются проблемы. Во-первых, и те, кто идет по талонам на первичный прием, и те, кто повторно, и "платники" - все выстраиваются в единую очередь. Во-вторых, некоторые пациенты, а это, как правило, пожилые люди, привыкли приходить в поликлинику задолго до того, как врач начинает принимать, не говоря уже о времени, указанном в талоне. Вот и получается, что им приходится проводить в коридорах по нескольку часов, а вместе с ними и всем остальным.
Отдельная проблема - очереди за рецептами на льготные лекарства. Битва за них стабильно приходится на первые числа каждого месяца. Так, посетители поликлиники N 4 Липецка жаловались, что им приходилось занимать очередь с четырех часов утра и стоять иногда по двое суток. "Если не успеть, льготные лекарства в аптеках закончатся, и приобретать необходимые препараты придется за свой счет", - говорят они.
А еще в кулуарах поликлиник активно обсуждают, с каким боем теперь приходится выбивать направления на лечение в стационар, если речь не идет об экстренной госпитализации. Тут же рассказывают, что заплатив "энную сумму", койка находится. Правда, как сообщили "РГ" в прокуратуре Липецкой области, к ним с заявлением о вымогательстве денег за лечение в стационарах никто не обращался. А нет жалоб - нет и проблемы.
Светлана Коротеева, начальник отдела организации медпомощи департамента здравоохранения Липецка:
- Проблема очередей в поликлиниках в Липецке решается, но это дело не одного дня. Не хватает узких специалистов, нужно менять подход к проблеме и у населения. Пока у нас сам пациент определяет, к какому специалисту обратиться, и делает это не всегда верно. Поэтому направлять на консультацию должен терапевт. В случае с плановой консультацией ничего страшного, если человеку придется подождать несколько дней. Но когда помощь требуется незамедлительно, через терапевта это будет решено быстрее.
Система электронных регистратур имеет большой потенциал. Не справиться с решением проблемы она может только по одной причине: всем больным отводят на прием одинаковое время. На деле же один пациент может быть принят за несколько минут, другому потребуется больше времени. А через открытый полтора месяца назад call-центр уже записались на прием 500 липчан - это очень удобно.