Нынешний сезон телеканалы начали с экспериментов. Порой рискованных. Канал СТС, к примеру, впервые пошел на серьезный, даже провокационный разговор с молодежью в сериале "Физика или химия", хотя раньше специализировался на развлекательных проектах. Первый канал в новом шоу "Призрак оперы", премьера которого 3 сентября в прайм-тайм - 21.15, тоже, можно сказать, пошел на провокацию. Режиссер проекта - молодой эпатажный Василий Бархатов. Телезритель знает его по работе над воскресным молодежным шоу "Yesterday- life" и новогоднему "Оливье - шоу". А театралы - по смелым экспериментам на оперной сцене. Бархатов поставил более 10 опер, из них пять на сцене Мариинского театра, а его прочтение "Братьев Карамазовых" было удостоено "Золотой маски" в 2009 году.
Но сколь бы ни был скандален и необыкновенен Бархатов, в данном случае провокация не столько в нем - сколько в самой идее нового шоу. Это обозреватель "РГ" поняла, побывав на съемках программы.
На старейшей классической сцене МХТ им. Чехова выступают звезды эстрады. Их по условиям игры - восемь. Все - люди признанные, кроме, пожалуй, 24-летней "фабрикантки" Полины Гагариной, у которой еще все впереди. Остальные герои шоу - Филипп Киркоров, Тамара Гвердцители, Дима Билан, Валерия, Лев Лещенко, Ани Лорак и Сергей Лазарев.
Идея состоит в том, что звезды выступают в несвойственном для себя серьезном оперном жанре. Причем, в каждой программе - своя тема. Например, иностранная ария, русская арии, итальянская песня, дуэт, романс... На съемках первой программы эстрадные исполнители "осваивали" иностранные оперные арии.
...На сцене Филипп Киркоров. В расшитом костюме, с широким красным поясом, он прекрасно смотрится в образе Тореодора, куплеты которого из оперы Бизе "Кармен" выбрал. Но вот Филипп начинает петь… Номер красив с постановочной точки зрения. Однако зал реагирует сдержанно. Что скажет жюри? Эксперты серьезные - Зураб Соткилава, Любовь Казарновская и Михаил Швыдкой. Киркоров предварительно делает "реверанс" в сторону Швыдкого, мол, для меня вы всегда министр культуры. Но это не помогает. При всем стремлении к дипломатии, члены жюри не в силах сдержать себя.
- Это очень смелый шаг со стороны Филиппа Бедросовича. Он выбрал такие куплеты…Даже страшно подумать с какими исполнителями сравнивать. Он подчинил оперу своему эстрадному дарованию. Это и хорошо, и плохо… - Михаил Ефимович тщательно подбирал слова.
Оценка Швыдкого была самой мягкой. И страшно было подумать, как себя чувствует певец, которого коллеги называют Королем эстрады, когда его отчитывают как мальчишку.
Строгих оценок жюри удостоилась и Ани Лорак. Украинская певица выбрала арию Лауретты из оперы Джакомо Пучинни "Джанни Скикки".
Любовь Казарновская говорила о том, что это - ария молодой девушки, которая должна быть переливисто тягучей, плавной и так далее. "Молодую девушку мы получили. А все остальное - нет", - подытожила она.
Певица Валерия, с которой за кулисами поговорила обозреватель "РГ" (она, кстати, исполняла арию Далилы из оперы Камилла Сен-Санса "Самсон и Далила"), призналась, что всегда тяготела к академической музыке, тем более, что с детства росла в соответствующей атмосфере. А со временем тянется к классике все больше. Мы вспомнили, как она выступала на "Новой волне" с арией из репертуара Эммы Чаплин. Тогда в Юрмале она превзошла всех остальных исполнителей. Я спросила ее, что она думает про работу нынешнего жюри.
- Я им сочувствую, - сказала Валерия. - Мне их жаль.
... Похоже, что новым шоу Первый канал поставил сам себе сложную задачу, потому что можно научить звезд танцевать, показывать их в цирке, или играть в "Жестокие игры", демонстрируя чудеса спортивной подготовки, но трудно "окунуть" их в жанр, который требует высочайшего уровня профессионализма. Вспомните шоу "Король ринга" - оно как-то быстро сошло на "нет". Потому что в боксе никакими телевизионными эффектами настоящие силу и слабость не скроешь. К тому же в привычных развлекательных шоу совсем другие звезды - в основном, начинающие. Ни тот же Филипп Киркоров, ни, к примеру, Лариса Долина, или Надежда Бабкина в таких звездных шоу не участвуют - другой уровень. Даже Николай Басков и Дима Билан не идут на телевидение кататься на коньках. Последний пригласил Евгения Плющенко в свой номер, когда потребовалось - и он, и его продюсер Яна Рудковская понимают значение профессиональной работы.
В "Призраке оперы" по сравнению с другими шоу взяли планку повыше. Положа руку на сердце, можно сказать, что среди наших эстрадных звезд многие не выдержали бы и шоу "Призрак эстрады", если бы в жюри сидели настоящий мэтры жанра, многих из которых уже нет с нами. И не возникает же идеи у авторов канала делать шоу "Призрак балета". И каково знаменитостям, когда их судят с прямотой писательницы Татьяны Толстой, высказывающей свое мнение участникам "Минуты славы"?
Кстати, о судьях - в этом смысле мне всегда была особенно интересна Татьяна Тарасова, которая, высказывая свое мнение о звездах-фигуристах, умеет не уронить свой авторитет тренера, готовящего Олимпийских чемпионов. Она всегда понимает, что на нее смотрит еще и профессиональное сообщество, и четко проводит грань - где игра, где шоу, а где уже двусмысленная ситуация для вида спорта в целом.
Действительно сдержаться и Зурабу Соткилаве, и Любови Казарновской не то, что трудно, а просто даже неподобающе - хотя каждое их замечание по поводу плохого французского, неправильного дыхания или не так взятой ноты дорогого стоит. При этом бросается в глаза, что в новом шоу "Призрак оперы" нет своего Ильи Авербуха. Нет тренера. Нет "коуча", который готовит участников к первой съемке не в ускоренном ритме, а задолго и основательно. Да и к таким звездам его не приставишь. Отсутствие "Авербуха от оперы" - энтузиаста и подвижника можно было компенсировать специальным приглашением в шоу звезд, которые имеют отношение к оперному жанру - например, того же Николая Баскова. Вспомните, в ледовых шоу имено так и поступают: либо берут артистов и спортсменов с хорошей физической подготовкой, которых можно быстро научить, либо таких, как Анна Семенович или Игорь Бутман, которые с детства стояли на коньках и по тем или иным обстоятельствам выбрали другую профессию.
Разумеется нужно делать скидку на то, что это только первая запись, ведь и на коньках в начале ледового шоу звезды катаются не ахти как. Зато к концу сезона уже такие коленца на льду выкидывают! К тому же русские арии, дуэты и романсы уж точно должны получиться гораздо лучше. Особенно если прислушаться к толковым советам той же Казарновской какое произведение кому выбрать.
К тому же не у всех на первой записи были неудачи. Показал высокий класс Лев Лещенко, исполняя Арию Фиеско из оперы Джузеппе Верди "Симон Бокканегра". Овации зала вызвал Дима Билан, исполнив арию Париса из оперы Кристофа Виллибальда Глюка "Парис и Елена" чередуя мужскую и женскую партии. А потом - по просьбе оживившегося жюри, спев на бис все сначала фальцетом. Какая версия пойдет в эфир - неизвестно. Монтаж и режиссура делают чудеса. Возможно, на телеэкране и словесные оценки жюри будут не такими строгими. А удачное время в эфире и громкие имена принесут заветные рейтинги.
Между тем
Ведущие нового шоу - артисты Екатерина Гусева и Антон Макарский. Они тоже не чужды музыке - оба поют и солировали в известных мюзиклах. Удивившись, почему Макарского нет среди участников шоу, я спросила об этом Антона.
- Приоткрою вам тайну, - ответил он. - Мы с Катей Гусевой тоже будем петь. Но не такие сложные арии. Опера для меня - жанр недосягаемый.
Дальше в разговоре Антон сказал те же слова, что и Валерия на следующий день, когда рекламировала "Призрак оперы" в утреннем эфире Первого канала: если новое шоу разбудит интерес людей к опере, особенно молодых, то это будет самым важным.
Полностью согласна и с Валерией, и с Антоном.
Лишь бы не отвратило.