02.09.2011 00:18
В мире

Писательница Жюстин Пикардии: Коко Шанель была любовницей нациста

Американский писатель создал неприглядный образ великой модельерши
Текст:  Вячеслав Прокофьев (Париж)
Российская газета - Федеральный выпуск: №195 (5571)
Читать на сайте RG.RU

Коко Шанель в  роли Мата Хари? Именно такой образ легендарной французской законодательницы мод прошлого столетия попытался создать американский писатель и журналист Хэл Воган в опубликованной в США книге "В постели с врагом. Тайная война Коко Шанель".  

Хотя биография вышла только на английском, она уже наделала немало шума во Франции. Как-никак, а гениальная модельер-новатор вместе с генералом Шарлем де Голлем и Пабло Пикассо входит в тройку людей, имена которых останутся в истории Франции ХХ века. По крайней мере, так считал писатель и выдающийся культурный деятель Андре Мальро. Из книги, которая, настаивает  автор, основывается во многом на архивных документах, следует, что Коко Шанель была любовницей немецкого разведчика и выполняла задания Абвера. Более того, проходила там под кличкой "Вестминстер",  и ей даже присвоили кодовый номер. То есть, под личиной великой Мадемуазель Шанель скрывалась эдакая Мата Хари. Так ли это?

Книга Хэла Вогана - далеко не единственная, которая посвящена Коко Шанель. Их 57. Одна из наиболее основательных и взвешенных  вышла из-под пера английской писательницы Жюстин Пикарди. Англичанка первой получила доступ к ранее неизвестным документам, в том числе к архивам Уинстона Черчилля и герцога Вестминстерского. Нам удалось связаться с писательницей, которая сейчас отдыхает в Шотландии.

Российская газета: Из названия бестселлера Вогана следует, что Коко Шанель в годы войны не только находилась в интимной связи с представителем вражеской стороны, но и сотрудничала с нацистами. А у вас какое сложилось мнение на этот счет?

Жюстин Пикардии: Сразу хочу уточнить, что многие материалы, на которые ссылается Воган, были и у меня в руках. Так что источники у нас во многом  одни и те же. Не вызывает сомнения то, что у Коко Шанель был роман, начавшийся еще до войны, с бароном Гюнтером фон Динклаге или как его все называли Шпацем, то есть "Воробышком" по-немецки. Кстати, его мать была англичанкой.  После  первой мировой, во время которой фон Динклаге служил в германской кавалерии,  он вел образ жизни, присущий состоятельным европейским космополитам. В том кругу вращались люди разных национальностей - англичане, французы, немцы, русские эмигранты. Богема? Может быть. Правда, только наполовину, ибо и делом занимались, а Париж был для них своего рода  Меккой.

РГ: Что это был за человек?

Пикардии:  Утонченный, образованный, владел многими европейскими языками, да и собой был хорош.  В конце 30-х годов работал в посольстве Германии во французской столице, и одновременно на Абвер - военную разведку. Правда, по рассказам некоторых людей, знавших Шпаца, не только на немецкую, но и на английскую. Известно, что его начальником являлся глава Абвера адмирал Канарис.  Тот самый, который при приближении краха Третьего рейха имел отношение к заговору против Гитлера: его казнили  в апреле 1945 года.  

Мне кажется, выставлять Шпаца как закоренелого нациста было бы неверным. Этот персонаж более сложный и противоречивый, нежели его описывает Воган. Ведь не все архивы еще открыты.

РГ:  Воган пишет, что Шпац - не единственный немец, с кем зналась Коко Шанель в те годы…

Пикардии: Но только его она любила. Иные контакты с немцами во многом объясняются тем, что ее племянник Андре, к которому Коко относилась как к родному сыну, в начале войны попал в немецкий плен. Когда я работала над книгой, то встречалась с дочерью Андре - Габриэль, названной так в честь двоюродной бабушки. Она мне много чего рассказала. Так вот фон Динклаге пытался  помочь Коко, но у него ничего не получилось. Если бы он имел серьезный вес в нацистской иерархии, на чем настаивает Хэл Воган  в своей книге, то племянника Коко Шанель быстро бы освободили.

После этого фиаско  Шпац представил Коко Шанель своему бывшему однополчанину по Первой мировой некоему Теодору Момму, фигуре  намного  более влиятельной: его прислали из Берлина в Париж с тем, чтобы контролировать всю французскую текстильную промышленность. Судя по всему, Момм также был связан со спецслужбами. Шел 1943 год и тогда-то возник   безумный план воспользоваться давней дружбой Коко Шанель с  Черчиллем, чтобы устроить  тайные переговоры  с целью заключения сепаратного англо-германского мира. Коко пошла на это только из-за Андре.

РГ: Этот эпизод упоминается у Вогана. Операция  получила кодовое название "Модельхют", то есть "Модельная шляпка", не так ли?

Пикардии:  Так ее назвали во внешней разведке, которой руководил Вальтер Шелленберг.  Обладая информацией из самых разнообразных источников, тот знал, что Германии  войну не выиграть и   искал любые способы начать диалог с Лондоном, в частности, через Швецию, Швейцарию. Наверное, поэтому и согласился на предложение  Теодора Момма использовать гипотетический  ресурс парижской модельерши.  С этой целью Момм специально ездил в Берлин в компании Коко Шанель и ее возлюбленного Шпаца.   

Надо сказать, что  Коко Шанель познакомилась с Черчиллем  еще в 20-е годы, и они относились друг к другу с большой симпатией. Каждый раз,  когда Черчилль приезжал в Париж,  он встречался с Коко. По задумке Шелленберга  француженке была отведена роль посредника - передать британскому премьеру письмо. Это должно было произойти в январе 1944 года, когда английский премьер намеревался остановиться в Мадриде. С этой целью Коко летала в Испанию,  но  встреча не произошла: Черчилль сделал остановки  лишь в Каире и Тунисе. И, тем не менее, по ходатайству  Шелленберга племянник Коко был  освобожден.

Знаете, когда Воган называет француженку "нацистской шпионкой", он явно перегибает палку. То, что ее использовали немецкие разведчики, в этом нет сомнений, но, как мы видим, без какого-то результата.

РГ:  Говорят, Коко Шанель была дамой чрезвычайно наивной в политике…

Пикардии:  Несомненно, это так.  Более того, некоторые ее поступки в те годы заслуживают порицания. К примеру, когда  попыталась, используя  антиеврейские  законы в период оккупации, вернуть себе контроль над компанией по производству духов "Шанель", 90 процентов  акций которой находился в руках  братьев Вертхаймеров.  Правда, в конце концов, из этого ничего не вышло. Братья  успели эмигрировать в США, а компанию переписать на приятеля-француза.

РГ:  Хэл Воган  в своей книге приводит  документ, из которого следует, что Коко проходила у немцев под кличкой "Вестминстер". Это так?

Пикардии:  Я видела этот документ. Речь идет о досье французской полиции и  бумагах немецкой разведки. Там есть и кличка, и даже кодовый номер. Но все это имело отношение лишь  к той  сумасбродной операции "Модельная шляпка". Я ни в коем случае не хочу  оправдать  Шанель.  Однозначно это было большой ошибкой и  неправильным решением, но  убеждена, что она не была нацистским агентом. Для этого надо как минимум  иметь доступ хоть какой-то к секретной информации. У нее его не было.

Не так давно мне довелось участвовала вместе  с Хэлом Воганом в передаче по Би-Би-Си. Его также  впрямую спросили: была  или нет Коко шпионкой.  Он  ответил отрицательно: ведь Коко не располагала сведениями, представлявшими интерес.

РГ: Современники описывают Коко Шанель как женщину  полную противоречий…

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Пикардии:  …И парадоксов. Она с большим скепсисом относилась к своим соотечественникам, но обожала все английское. Люто ненавидела коммунистов, ибо, знала, как российская революция повлияла на судьбу многих ее друзей  - Стравинского, Дягилева, но одновременно дружила с Пикассо, который придерживался левых взглядов и вступил во французскую компартию.

РГ:  А  что вы скажите об антисемитских взглядах, в чем ее обвиняет  автор "В постели с врагом"?

Пикардии:  Не думаю, что это справедливо. У нее была масса друзей среди евреев. Причем друзей настоящих. С Вертхаймерами Коко  вместе занималась бизнесом с 1924 года, а после войны  успешно продолжила сотрудничество  - вплоть до самой смерти. Опять-таки в этом  парадокс.  Ее портрет нельзя нарисовать одной какой-то краской. Нужна целая палитра. Таинственная и многогранная  фигура. Гениальный творец. Неспроста над загадкой  Коко Шанель  и по сей ломают головы многие исследователи.

Франция