В рамках года Испании в России и в преддверии столетия ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке открылась выставка живописи и графики знаменитого сюрреалиста, привезенная из Музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе. Городе, где он родился в 1904-м и умер в 1989 году, а в промежутке между этими событиями, в 1974-м, создал музей самого себя в бывшем здании театра. Музей-театр по совместительству стал еще и гробницей - художник завещал похоронить себя здесь и воля его была исполнена.
Театральную атмосферу на экспозиции попытался воссоздать Борис Мессерер. Над парадной лестницей парят-нависают платья высотой в три человеческих роста - копии тех, что сделал Дали для Диора, что были предназначены для безумного венецианского бала 1951 года, который устраивал в палаццо Лабиа дон Карлос де Бейстигьи. Встреча с Дали, таким образом, начинается с воспоминания о выставочном блокбастере дома Диора. В колоннаде над лестницей, в пролетах возникает своего рода скульптурный орнамент из гигантских гипсовых яиц и геометрических форм. В центре Белого зала - слепки из коллекции, созданной профессором Цветаевым: копии статуи Венеры Милосской, скульптурного портрета Нерона, "Головы Персея" Бенвенуто Челлини и фигуры Нарцисса, созданной предположительно Чиоли Валерио в 1560 году... С противоположной стороны колоннады - небольшая диорама "Мэй Уэст", воспроизводящая знаменитую одноименную комнату, созданную Дали в содружестве с архитектором Оскаром Тускетсом. В 1976 году они превратили портрет голливудской звезды в интерьер комнаты. Ярко-красный пластиковый диванчик в форме губ Мэй Уэст, идея которого пришла в голову Дали в 1938 году, поставлен напротив диорамы на черном постаменте. Он увеличенное отражение того, что внутри комнаты. Диванчик с уважением обходят посетители и охотно снимают телевизионщики, даром что он из магазина.
Почему-то кажется, что замах на блокбастер Дали бы понравился. Во всяком случае если посмотреть здесь же на выставке фотографии павильона "Сон Венеры", который он придумал и сделал для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года, то можно обнаружить, что павильон смахивал на экспонат для парка аттракционов или на будущие декорации к опере инопланетян для "Пятого элемента" Бессона. Но главное все же не размер бальных платьев и не пластиковый диван, предшественник поп-арта. Хотя и это все о нем, о Дали. Понятно, что сделать блокбастер, соразмерный Дали, - практически нерешаемая задача. Важнее, что выставка в ГМИИ позволяет увидеть основы его художественного мира. И в этом смысле впечатляет точность отбора слепков для экспозиции Белого зала. Путь от Нарцисса до Персея - это, конечно, маршрут Дали.
Обычно, говоря о сюрреализме и Дали, любят цитировать его определение "параноидально-критического метода": "...Его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй". Упор при этом делается на "бредовость" и "безумность" образов подсознания. Меж тем в контексте выставки очевидно, что ключевые слова - логика и систематизация. Дали так же далек от импульсивности и непосредственности, как и от импрессионизма, от которого он дистанцировался. Не зря его друг Федерико Гарсиа Лорка назвал его "блистательным конструктором". Впечатлению художник противопоставлял силу разума, модернизму - искусство Возрождения. Он ставил себе задачу не больше не меньше, как "спасти живопись от небытия модернизма ... в эпоху катастроф". В общем, он ощущал себя спасителем живописи.