Нешуточную сумму в шесть миллиардов рублей выделило российское правительство для привлечения ведущих ученых в российские вузы. Эта программа работает уже почти год, и ее участники собрались за "круглый стол", чтобы обсудить возникшие проблемы.
Во встрече, которая проходила в журнале "Наука и жизнь", приняли участие обладатели грантов, российские и зарубежные. В дискуссии участвовал руководитель Департамента международной интеграции минобрнауки Игорь Проценко. За три года, на которые рассчитана программа правительства РФ, каждым из 40 обладателей грантов должна быть создана лаборатория, проведены исследования и получены конкретные результаты.
- Я был впечатлен инициативой правительства России по привлечению ведущих ученых мира в российскую науку, - сказал профессор лаборатории ЮНЕСКО Петер Колтерманн. - Идея и процедура отбора заявок на исследовательские проекты были безупречны. Но после старта проекта начались проблемы.
Он рассказал о невообразимых затяжках с приобретением оборудования. Необходимый для лаборатории мощный компьютер, например, смогли купить только в конце нынешнего лета по той причине, что тендер был организован всего несколько недель назад, а произвести закупку без этого университет не имеет права. И это лишь один пример.
Суть претензий грантодержателей такова: средства выделены немалые, а распоряжаться ими крайне затруднительно. Набрать нужный коллектив ученых проблематично из-за краткосрочности программы. Многие ученые опасаются переходить в новые лаборатории из-за неясных перспектив продолжения их работы после окончания срока гранта. Еще одна проблема - визовая, она затрудняет привлечение к работе иностранных ученых. Чтобы закупить реактив, нужно потратить три месяца. Вузы не могут делать это напрямую, приходится пользоваться посредническими конторами - такова специфика снабжения институтов. Хочешь быстро, нужно заказывать целую фуру, а если нужно несколько граммов реактива, то приходится ждать, пока фирма сформирует заказ большого объема. Им так удобнее и дешевле.
- Мы не можем получить через таможню нужных лабораторных животных, которые за две недели таможенного карантина просто умирают, - говорит заведующий лабораторией Института биоорганической химии Сергей Лукьянов. - Сорваны два тендера на закупку оборудования.
В один голос ученые говорили о неэффективном управлении денежными средствами. Университеты ограничены в самостоятельной финансовой деятельности, в частности не могут иметь валютные счета. Это приводит к образованию многочисленных фирм-посредников, кормящихся на университетских заказах.