05.09.2011 11:52
Общество

Живущие на острове в Карелии дети не смогли пойти учиться в школу

Текст:  Светлана Цыганкова (Петрозаводск)
Читать на сайте RG.RU

Логиновы - из деревни Лонгасы, что рядом с островом Кижи. Семья живет на Большом Клименецком острове и считает себя счастливой. Все их устраивает, кроме одного: все школы в ближайшей округе давно закрыты, и пятерым детям Логиновых негде учиться.

Быстроходный катер мчит меня к острову Кижи. Красота архипелага завораживает: живописные водные загубины, на берегах - малюсенькие деревеньки в несколько дворов, небольшие скальные островки, где, цепляясь за голые шхеры, растут сосны, а над головой облака немыслимой конфигурации. И величественная Преображенская церковь, отражающаяся в озере всеми своими 22 деревянными главами. На Кижском причале среди встречающих только трое детей. Никаких первосентябрьских атрибутов - нарядных костюмов, шаров, бантов и красивых ранцев. Дети Логиновых - в резиновых сапогах, обычных штанах и куртках. Зато улыбки до ушей - от радости, что удалось побывать в людном месте и встретиться с новым человеком. На старенькой фамильной спасательной шлюпке отправляемся к Логиновым - до их дома которых плыть 55 минут.

- Но сначала посмотрим сеть, - говорит глава семейства. - Если рыба попалась, будет уха.

Две старшие дочери (Маше - 16 лет и второй Маше - 13) ловко орудуют веслами. Отец приподнимает сетку, десятилетний Миша готов подхватить рыбу. Нынче Логиновым не особенно повезло. Попался один лещ и маленький окунек. Но на уху хватило. Девочки быстро почистили рыбу, развели костер, набрали озерной воды и заварили чай.

- Мы всегда все с собой в шлюпке возим: и тарелки, и чашки. Она как наш второй дом, - говорит старшая Маша, моя тарелки. - Это наше место на этом острове, а всего таких, наверное, около десяти. Каждое имеет название, про одно говорим: "Поедем на чайник", потому что мы там чайник потеряли. Правда, потом нашли.

- А почему Вы двух дочерей назвали одинаковым именем? - спрашиваю Михаила Логинова.

- Может, из-за экстравагантности, - смеется он. - А может, потому что Мишу ждал.

- И они вдвоем откликаются?

- Младшую Машу мы зовем Лялей.

Михаил Логинов, с одной стороны, обычный 50-летний деревенский мужик. У него золотые руки: все может сделать сам, никакой работы не боится. По первой профессии - пекарь. На острове Кижи, где долгие годы жил, даже имел небольшую пекарню, свой хлеб продавал. Михаил еще и классный печник. Его печи и камины - а таких порядка тысячи - хранят тепло не только в разных районах республики, но и  других городах страны. К своему ремеслу он приучает и детей. Старшие Маши и Миша помогают отцу, гордо говорят: мы - одна бригада. Не пьет и не курит.

С другой стороны, Логинов - фанат компьютера и интернета, активный участник многих форумов. Именно благодаря этому увлечению Михаил приобщился к совершенно новому делу - занялся пчеловодством. Раз пятьдесят, наверное, посмотрел любительский фильм о том, как сделать ульи, какого размера должны быть рамки и как их правильно поставить. Сейчас у него только пять пчелиных семей, но к следующему лету Логинов намерен увеличить их количество в десять раз. За зиму вместе с детьми он планирует соорудить 50 новых ульев. Ухаживает за пчелами Михаил вместе с десятилетним сыном Мишей. Специальные защитные костюмы пошила жена - тоже Маша.

- Она жила в Петрозаводске в одном подъезде с моей мамой, - рассказывает Михаил. - Я не замечал, девочка совсем. Но однажды столкнулся с ней на площадке. И все. Специально звонок ей испортил, чтоб был повод зайти и починить. А потом она ко мне на остров приехала, из дома сбежала. Маше как раз исполнилось семнадцать лет, а мне - 32.

- Так у вас настоящая любовь была.

- Почему была? - удивился Логинов. - У нас пятеро детей, четыре дочери и один сын, надеюсь, не последний. Мы счастливы, что мы вместе, что живем на острове. Нелегко, но с радостью.

Действительно, жить на Большом Клименецком острове многодетной семье не просто. Постоянной работы нет. Недавно Михаил как безработный по программе самозанятости получил пособие за год и купил корову. Потом появился и теленок. Глава семейства собирается приобрести еще буренок и серьезно заняться фермерством. Купил мотоблок и теперь с его помощью заготавливает сено. Сейчас он оформляет документы, чтоб взять в аренду на 49 лет гектаров земли. Кроме того, Михаил заложил фундамент собственного дома, вместе с женой они его построят на деньги материнского капитала. До этого семья обитала в чужих домах, пустующих.

В деревне Лонгасы всего несколько жилых домов. Ближайший магазин в соседнем населенном пункте, там же и почта. Больше ничего. Библиотека закрыта, клуб - на замке, а вокруг него кострища и свалки пустых бутылок. В селах на острове - одни старики. Только у Логиновых дети. Но учиться им негде. Сначала закрылась школа на острове Кижи, где жил Михаил с женой, они переехали в деревню Сенная губа. Но и там прожили недолго: теперь в здании бывшей школы находится турбаза и магазин с широким выбором спиртных напитков.

- В интернат детей мы не отдадим ни за что в жизни, - говорит Михаил. - Ничему хорошему они там не научатся, только пить да курить. Да и нет его поблизости, интерната.

Логиновы учат своих детей сами, как умеют. Семилетняя Надя должна в этом году пойти в первый класс. Свои первые  уроки она проходит дома, читает уже по слогам. Через три года в школу соберется и четырехлетняя Верочка.

Шестнадцатилетняя Маша тоже очень любит читать, "проглатывает" все книги, которые ей попадаются. Если они с папой едут в Петрозаводск, первым делом бежит в библиотеку. Папа старается регулировать читательский интерес старшей дочери: не одобряет фантастику, хотя Маше она очень нравится. Девочка мечтает сама написать произведение о своем острове, а пока делает записи в личном дневнике. Еще у нее есть электронные книги. Михаил завел в компьютере каждому ребенку личную папку и скачивает туда литературу, снимки, образовательные программы. Телевизора у Логиновых нет, но они в интернете слушают аудиоспектакли, смотрят фильмы, мультфильмы. Правда, компьютер у Логиновых старенький, частенько случаются перебои с электричеством.

- Михаил - хороший мужик, - сказал мне на причале острова Кижи один из местных жителей. - Работящий, не пьет, не курит, в Бога не верит. Но чудак.

- Почему?

- А кто сегодня столько детей рожает? И как их всех прокормить, если постоянной работы нет? Где учить, если школы закрыли? Только уезжать надо отсюда.

Конечно, родители должны заботиться об образовании своих детей. Другое дело, что в радиусе ближайших 40 километров ни одной школы нет. Ехать в город Логиновы не желают - им и на острове хорошо. Здесь, в единении с природой, они чувствуют себя комфортно. Хотят жить в деревне, заниматься фермерством и пчеловодством, косить сено, доить корову Марту и печь хлеб в русской печи, вкуснее которого я в жизни не пробовала. Хотят купаться в озере, собирать грибы и ягоды всей дружной семьей.

Есть вариант - учиться дистанционно, но в одиночку семья Логиновых этого не потянет.

Семья и дети Карелия Северо-Запад