06.09.2011 00:40
Экономика

Эксперт: Россия не готова перевести научные разработки в прибыльные услуги

У бизнес-образования есть шанс выйти на новые рубежи
Текст:  Андрей Волков (ректор Московской школы управления Сколково)
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №31 (813)
Читать на сайте RG.RU

Тот факт, что бизнес-образование должно идти в ногу с геополитическими и экономическими изменениями, не вызывает возражений. Однако последние двадцать лет политические и экономические реалии меняются настолько быстро, что приходится констатировать очевидное: большинство существующих в мире бизнес-школ за этими изменениями попросту не успевает.

Жесткая конкурентная борьба между странами продолжается, но "поле боя" изменилось. Раньше "гонка вооружений и амбиций" вращалась вокруг того, как изобрести самую современную ракету. Цена этой ракеты мало принималась во внимание. Теперь экономическая ситуация другая. Успех стран зависит не только от наличия новых идей и прорывных технологий, но от того, насколько быстро эти технологии "схватываются" рынком и коммерциализируются. Сегодня принципиальный вызов перед мировой системой образования не только в том, чтобы хорошо научить физике и математике, но еще и в том, чтобы суметь перевести научные разработки в действующие и прибыльные продукты и услуги. Россия, равно как и многие другие страны, оказалась к этому не готова.

Существующие бизнес-школы в своей основной массе продолжают готовить профессионалов-управленцев, готовых занять места в большой индустриальной машине. Мало кто задумывается о том, что инновационную экономику должен строить совершенно новый тип людей. Миру нужны предприниматели. Не те, которые, к примеру, способны купить 10 пирожков в магазине, а затем с выгодой продать их на улице. А те, кто может "с нуля" сложить новое дело, превратить идеи в работающие предприятия. Проблема в том, что таки люди - это не просто специалисты. Они - мультиспециалисты. Понимания только финансовой или только научной стороны вопроса уже мало: они должны разбираться во всем. Не случайно, что среди самых успешных и богатых людей России так много выпускников лучших российских научно-инженерных вузов. Они сумели выделить самые перспективные идеи, а затем заставить эти идеи приносить деньги.

Сегодня принципиальный вызов перед мировой системой образования не только в том, чтобы хорошо научить физике и математике, но еще и в том, чтобы суметь перевести научные разработки в действующие и прибыльные продукты и услуги

На сегодняшний день в России с высококлассными учеными пока еще проблем нет. Советский Союз, несомненно, был одним из мировых центров производства знаний. И отечественные вузы, в том числе МФТИ, МГТУ им. Баумана, МГУ, МИФИ, до сих пор выпускают студентов, которые вполне способны конкурировать с западными специалистами. Однако вопрос в том, как коммерциализировать эти знания.

Подготовка лидеров будущего - процесс очень сложный, требующий творческого подхода. Когда мы говорим об обычном бизнес-образовании, в голове всплывают такие понятия, как набор предметов, учебный план и оценки. Между тем предпринимательское образование должно быть другим по своей сути. Оно требует выхода в зону неизвестного. И здесь перед организаторами нового типа учебного заведения встает по меньшей мере два основных вопроса.

Во-первых, как научить предпринимательству? Само это понятие означает, что человек научится создавать то, чего еще нет. Необходимо переходить от традиционного учебного плана к формам проектного обучения, предусматривающего логичный набор проектов и специальный анализ, своеобразную рефлексию на тему причин успешности или провала проектов. Принципиальная разница между обучением и повседневной жизнью остается лишь в том, что в жизни последствия ошибки необратимы: это банкротство, разорение, потеря социального статуса. В образовательном же учреждении ошибки проходят без столь фатальных последствий, причем у студента всегда есть несколько попыток, чтобы научиться.

Во-вторых, кто будет учить будущих предпринимателей? Очевидно, что традиционный профессор, который в ходе лекции перескажет написанную много лет назад диссертацию, уже не подходит. Преподавателем должен быть человек, имеющий собственный опыт взлетов и падений в бизнес-сфере. Это должен быть предприниматель, которому будущие бизнесмены поверят и примеру которого захотят последовать.

Россия сейчас стоит на стратегической развилке. У отечественного бизнес-образования, которое начало формироваться не так давно, есть возможность либо копировать западные образцы тридцатилетней давности, либо попытаться выйти на новые рубежи и предложить тот новый продукт, которого миру так не хватает.

Инновации Занятость