Благодаря использованию новейших информационных технологий в мире успешно развивается телеворк - работа надомников у компьютера, которые выполняют задания центрального офиса. По данным исследований, такая форма труда эффективнее других форм на 15-30%.
Армию "свободных художников", способных эффективно работать удаленно, пополняют менеджеры, маркетологи, PR-специалисты, психологи, бизнес-тренеры, сетевые администраторы, бухгалтеры, инженеры, архитекторы, юристы, аналитики, консультанты, деловые и технические исследователи, операторы различной обработки текстов. Хорошим индикатором изменения состояния рынка труда в дистанционном сегменте могут служить объявления о поиске удаленных сотрудников. Если 5-10 лет назад рубрика "Работа на дому" была адресована одиноким пенсионеркам и скучающим домохозяйкам, готовым потрудиться "автоответчиками" на домашнем телефоне или обрабатывать рекламную рассылку, то теперь ее содержание в основном составляют вакансии менеджеров - по продажам или по работе с клиентами, а также рекрутеров, интервьюеров, корпоративных редакторов, веб-дизайнеров, администраторов сайтов, телережиссеров.
По некоторым данным, сегодня армия современных надомников в мире уже составляет 100 миллионов. В России такая статистика отсутствует, но, судя по тому, как быстро у нас распространяются новые веяния, она скоро появится. Уже сейчас некоторые фирмы, ограниченные в средствах на аренду все дорожающих офисов, предпочитают, чтобы их сотрудники работали дома в режиме онлайн.
По словам консультанта по управлению персоналом компании SLG International Светланы Рачковой, далеко не все рабочие процессы и не каждого сотрудника можно перевести в дистанционный режим. В бизнесе, где задачи легко разделяются на четкие, не требующие тотального контроля небольшие этапы работы, к которым применимы измеряемые результаты, использование системы домашнего офиса вполне целесообразно. Очевидно, что производственный процесс, например сборочный конвейер, в принципе невозможно перевести на удаленный график.
Светлана Рачкова считает, что для организации эффективной системы дистанционной работы по большому счету требуется три необходимых условия. Первое - сотрудник, способный успешно трудиться в режиме удаленного доступа, имеющий соответствующие свойства характера, навыки и компетенцию. Второе - руководитель, способный управлять дистанционными сотрудниками. И, наконец, сам бизнес-процесс, который при выведении за рамки обычной офисной жизни не "выпадет" из-под крыла компании. Вопрос в том, есть ли у руководителя ресурсы (временной, финансовый, кадровый), которые он может контролировать даже в удаленном режиме, и инструменты контроля. Если хотя бы одно из условий "хромает", то вместо пользы от организации удаленного офиса компания получает мину замедленного действия. Тем не менее, невзирая ни на что, ежегодно все больше отечественных предпринимателей, вдохновившись примерами крупных западных и транснациональных игроков, а также российских первопроходцев, активно использующих труд телеворкеров, смело "встают на дистанцию".
На первый взгляд, "телеработа" выглядит решением огромного количества проблем для всех. Работник получает право выбирать, как распределять свое время, и возможность больше уделять внимания своей семье, а работодатель фактически на пустом месте получает самые настоящие бонусы: как показывают исследования, обычно телеворкеры обладают более высокой производительностью, чем их "присутствующие" коллеги, они реже "прогуливают" или уходят на больничные, с ними проще решать проблемы о сверхурочных и т.д. Более того, переход на "надомную работу" уменьшает загруженность дорог и стоянок, а также сокращает площадь необходимого под настоящие офисы пространства и количество "планерок", съедающих огромное количество рабочего времени.
Телеворк снимает и проблему перевода сотрудников из одного города в другой: по некоторым подсчетам, для того чтобы переселить одного работника, средней американской компании приходится тратить до 40 тысяч долларов. Особое значение это имеет для стран с большой территорией, где экономические центры отстоят друг от друга на тысячи километров, таких как Канада, Австралия и Россия.
Но есть и минусы, которые сдерживают распространение виртуальных офисов. Телеработа моментально выявляет все ошибки в структуре любой организации. Кроме того, надомник становится бельмом на глазу для обычных сотрудников компании. Его 24-часовая "готовность к бою" иногда приводит к тому, что и от обычных сотрудников руководство ожидает подобной самоотдачи, а это создает дополнительное напряжение в самом коллективе. Еще один психологический минус - уменьшение социальных связей, грозящее при определенных обстоятельствах (например, если телеворкер - инвалид) перерасти в настоящую изоляцию. Все это часто приводит к возвратам в обычную схему - традиционным рабочим дням в офисе. Исследования, проведенные в России, показали, что большинство российских менеджеров не желают работать на дому. И тем не менее телеворк, по мнению экспертов, весьма перспективен именно для нашей страны, где в отдаленных регионах катастрофически не хватает специалистов, а в густонаселенных центрах - парковочных мест.