07.09.2011 15:43
Общество

Росприроднадзор: Объекты курорта Архыз на территории заповедника строить не будут

Отразится ли создание северокавказского туркластера на особо охраняемых природных территориях
Текст:  Елена Брежицкая (Ессентуки)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №0 (5574)
Читать на сайте RG.RU

Строительство всесезонного курорта Архыз, который создается в рамках туристического кластера на Северном Кавказе, вызвало немало претензий со стороны экологический организаций. Общественность всколыхнула информация и о том, что в Тебердинском заповеднике рубят леса.

Что же происходит на этой территории, в эксклюзивном интервью корреспонденту "РГ" рассказал начальник департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Николай Севостьянов.

Российская газета: Николай Викторович, сегодня экологические организации говорят о том, что в Тебердинском заповеднике идет варварская вырубка леса, и в этой связи упоминается долина реки Софии. Однако администрация Тебердинского заповедника заявляет о том, что район, где действительно ведется рубка леса, не является его территорией. Расскажите, какая ситуация там сложилась и будет ли защищен уникальный биосферный заповедник при строительстве объектов туркластера в КЧР?

Николай Севостьянов: Тебердинский заповедник - особо охраняемая природная территория федерального значения. Он состоит из двух кластеров - Тебердинского (около 65 тысяч гектаров) и Архызского (около 20 тысяч гектаров). Река София протекает вне заповедных территорий и достаточно далеко от границ, установленных для Архызского кластера. Более того, эта территория не является охранной зоной (земельные участки в границах охранных зон у собственников или арендаторов не изымаются, но используются с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима). Долина реки София в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии расположена не только вне особо охраняемой природной территории, но и вне охранной зоны Архызского кластера Тебердинского заповедника.

РГ: Общественные экологические организации, например "Гринпис", "Экологическая вахта по Северному Кавказу", "Зеленый патруль", помогают вам в работе?

Севостьянов: Очень часто экологические организации выдвигают интересные инициативы, привлекая к вопросам охраны природы внимание общественности. Наш департамент периодически использует информацию, которую экологи выкладывают в Интернете. Например, мы размещали на своем официальном сайте "Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации", разработанный общероссийской общественной организацией "Зеленый патруль". Используем в своей работе и сигналы о возможных нарушениях природоохранного законодательства.

Однако есть и примеры того, когда общественные экологи бьют тревогу, не потрудившись как следует разобраться в ситуации. Примером может послужить ряд публикаций в Интернете организаций "Экологическая вахта по Северному Кавказу" и "Гринпис" по поводу строительства всесезонного горного курорта Архыз в КЧР. После того, как был представлен проект туристического развития северокавказского региона, эти организации заговорили в блогосфере и у себя на сайтах - об "угрозе разрушения особо ценных природных комплексов на территории заповедников и национальных парков", "программе экоцида".

Они утверждали, что "согласно схемам, содержащимся в презентации данной программы и мастер-планах курортов, при их размещении затрагивается территория государственных заповедников". А про Архыз говорилось, что одна из "деревень" этого курорта затрагивает Архызский участок Тебердинского заповедника. "Гринпис" заявил: "На схеме курорта Архыз видно, что на территории Тебердинского заповедника, в районе слияния рек Большой Зеленчук и Псыш, будет расположен участок будущей "Деревни Архыз-1". Кроме того, в 2009 году через территорию заповедника - без экологической экспертизы - были проложены коммуникации к будущему курорту". Опубликована и схема размещения этого горно-лыжного курорта. Вот только информация содержала целый ряд неточностей.

Во-первых, места "слияния рек Большой Зеленчук и Псыш" не существует. Только после того, как сходятся русла двух рек, носящих названия Псыш и Кизгич, река называется Большой Зеленчук. Во-вторых, на схеме с сайта "Гринпис" было показано, что часть инфраструктуры поселка "пересекает" границу заповедника и вместе с этой границей "пересекает" и русло реки, то есть на другом берегу, на заповедной территории, получается такой крохотный кусочек поселка. Вот только не совсем понятно, какие объекты инфраструктуры будущей "Деревни Архыз-1", имеющие такую небольшую площадь (как это следует из схемы), можно разместить на другом берегу быстрой горной реки? И если посмотреть реальные проектные материалы строительства курорта Архыз, какие-либо объекты на территории Тебердинского заповедника никто размещать не собирается. Подход общественных экологических организаций в данном случае оказался весьма поверхностным.

РГ: Но, насколько мне известно, полпред президента в СКФО Александр Хлопонин вмешивался в проект по строительству Архыза именно из-за экологических проблем.

Севостьянов: Причиной для его вмешательства стало противоречащее федеральному законодательству техническое решение по привязке к рельефу местности одного из участков газопровода, который предназначен для газоснабжения комплекса. Проектно-строительная организация, исходя из практических соображений, предлагала прокладку газопровода на этом участке осуществить по правому берегу реки Большой Зеленчук с устройством лесной просеки на компенсационной основе шириной шесть метров и длиной 6175 метров. То, что территория правого берега реки на всем протяжении ее излучины относится к охраняемой природной территории Тебердинского заповедника, учтено не было. Александр Хлопонин, принимая во внимание доводы Росприроднадзора, поставил задачу перед правительством КЧР и участниками проекта разработать инженерное решение, даже с учетом значительного удорожания проекта, при котором газопровод пройдет, минуя территорию заповедника. И подчеркнул, что категорически не допускает возможности затрагивать заповедные территории.

РГ: Не секрет, что у городов региона Кавминвод до недавнего времени не было генпланов застройки. В результате строительство велось в зоне формирования лечебных минеральных вод. Какие меры здесь можно предпринять с точки зрения природоохранного законодательства? Я уже слышала мнения представителей муниципальных властей, что четких границ санитарных зон на самом деле нет...

Севостьянов: В настоящее время границы зон санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод, действительно, на местность не вынесены. В регионе КМВ отсутствуют градостроительные регламентирующие документы по застройке эколого-курортного региона с учетом норм и правил соблюдения природоохранного законодательства. Администрация Кавказских Минеральных Вод, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и департамент Росприроднадзора по СКФО приняли решение скоординировать свою работу и подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в постановление правительства РФ "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах". Речь идет о приведении правового статуса администрации КМВ в соответствие с федеральным законодательством. Было принято решение уточнить границы округа горно-санитарной охраны курортов КМВ. Кроме того, властям Ставропольского края целесообразно выйти с инициативой в правительство РФ о финансировании из средств федерального бюджета расходов на содержание земельных участков в границах КМВ, находящихся в федеральной собственности, а также мероприятий по переселению граждан, проживающих в ветхом фонде, и переносу предприятий, расположенных в первой зоне округа горно-санитарной охраны.

РГ: А как вы оцениваете экологическую обстановку в регионе в целом?

Севостьянов: Здесь есть территории, где экосистемы остались практически ненарушенными, но есть и такие, где антропогенное воздействие превышает способность природы к самоочищению. В целом, нагрузку на окружающую среду Северного Кавказа можно оценить как умеренную. Тем не менее проблемы загрязнения в той или иной мере есть во всех субъектах СКФО. Наиболее остро они стоят в Дагестане и Чеченской Республике.

В Чечне значительное количество поверхностных и подземных питьевых источников сильно загрязнено нефтяными шламами, есть места с полностью нарушенным почвенным покровом. Общая площадь загрязненных земель в республике ориентировочно составляет около 12 тысяч гектаров. Те системы очистки, которыми оснащаются нефтяные производства, и меры, предпринимаемые по предотвращению разливов нефти и переработке нефтешламов, пока недостаточно эффективны. Если такое положение сохранится и дальше, будет расти не только экологическая напряженность, но и вероятность аварий с масштабными экологическими последствиями.

В Дагестане в акватории Каспийского моря в последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту уровня загрязненности. Очистные сооружения приморских городов, построенные в 1950-1980-х годах, требуют реконструкции или восстановления. Ежегодно в Каспийское море сбрасывается около 80 миллионов кубометров сточных вод и около 100 тысяч тонн загрязняющих веществ.

РГ: Еще одна острая проблема - утилизация отходов на территории СКФО, как промышленных, так и бытовых.

Севостьянов: В регионах насчитывается более 1700 несанкционированных свалок, а официальные полигоны ТБО, как правило, эксплуатируются с нарушением требований законодательства. Ежегодно в округе образуется более 20 миллионов тонн отходов, из которых 16 миллионов тонн - ТБО. Муниципалитеты обеспечивают вывоз на официальные полигоны не более 50 процентов образовавшихся отходов, остальные появляются в виде несанкционированных свалок, которые мы видим вокруг городов, населенных пунктов, дорог.

Остро стоит проблема утилизации пришедших в негодность удобрений, отходов медицинских учреждений, останков животных, люминесцентных ламп и автомобильных покрышек. Утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения, но из-за недостатка финансовых средств, а чаще из-за отсутствия должного контроля со стороны органов местного самоуправления, эта задача остается нерешенной. Департамент обратился к Александру Хлопонину с предложением провести расширенное совещание по проблеме обращения с отходами в СКФО с участием глав субъектов, прокуратуры, Роспотребнадзора, Россельхознадзора.

Способы решения этой проблемы могут быть разные. На наш взгляд, наиболее предпочтителен тот системный подход, который разработан на Ставрополье, в частности принцип привязки территорий нескольких районов или поселений к одному отходоперерабатывающему комплексу.

Природа Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ