Что же на самом деле нужно народу, какие законы, какая Дума? С поиска ответов на эти вопросы, каждый из которых для депутатов накануне очередных парламентских выборов почти равен гамлетовскому "быть или не быть", и началось вчера первое пленарное заседание осенней сессии Госдумы.
Возможно, несколько запоздало нынешние народные избранники озаботились этими вопросами: через три месяца заканчивается их думский срок. Однако как работать в сессию, не договорившись о приоритетах законотворчества, когда думский портфель переполнен законодательными инициативами, некоторые ждут своей очереди еще с первой Думы, а спикер палаты Борис Грызлов призывает коллег использовать оставшееся время рационально, "работать с максимальной отдачей"? "Каждое пленарное заседание, каждое заседание комитета, комиссии или рабочей группы, парламентские слушания и "круглые столы" - все мероприятия, которые мы с вами проводим, должны давать конкретный практический эффект. Давать результаты для парламента в целом, для страны, для граждан России. Для этого нас с вами и избирали", - заявил Грызлов, открывая сессию. И добавил: "Мы не имеем права разменивать доверие граждан на популистские инициативы".
Но то, что для "единороссов" популизм, для фракций, причисляющих себя к оппозиции, первоочередная задача. "Мы внесли в Государственную Думу законопроекты о национализации, об образовании и те, которые связаны с проведением честных и достойных выборов. Мы настаиваем на их рассмотрении", - определил бескомпромиссную позицию коммунистов лидер КПРФ Геннадий Зюганов. "Российский парламентаризм остановился в своем развитии. Этакий второгодник-переросток, который никак не может сдать экзамен на аттестат зрелости", - заявил руководитель фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов, отметив "фатальную глухоту" Думы "к самым острым вопросам и к насущным нуждам россиян". По его мнению, нужна совершенно другая Государственная Дума, где должны использоваться самые современные парламентские методы работы, должен быть налажен конструктивный диалог с правительством, со всеми депутатами, в том числе от оппозиции. "Госдума вместе с Советом Федерации должна быть и партнером, и оппонентом, и противовесом правительству, иначе это будет не самостоятельная ветвь власти", - поделился с коллегами своей мечтой Миронов и предложил будущим депутатам отказаться от всех своих привилегий.
"А сколько вообще законопроектов оппозиции приняла Дума пятого созыва?" - захотел конкретики депутат фракции ЛДПР Сергей Иванов, также не понимающий, какие законодательные инициативы большинство считает приоритетными: только те, что обязательно будут приняты? Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов либерал-демократов утешил - они по числу принятых законопроектов лидеры среди оппозиционных фракций. А по поводу приоритетов уточнил: в первую очередь рассматриваются законопроекты президента, правительства и самих депутатов, если есть на этот счет решение профильного комитета. А если бы он заранее знал, будет принят законопроект или нет, "то работал бы не в Думе, а где-нибудь в другом месте".
Такое отношение к приоритетам Госдума вчера сама и подтвердила, рассмотрев в первый день сессии "беспрецедентно масштабный", по словам зампреда Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрея Назарова, проект изменений и дополнений в Уголовный кодекс, внесенный президентом России. Модернизация уголовных норм законодательства согласно этому законопроекту затронет около двух третей из 360 статей Уголовного кодекса, общей и особенной части. Также вносятся изменения в Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, в Кодекс об административных правонарушениях. Предусмотрен новый вид уголовного наказания - принудительные работы. Расширена возможность применения исправительных работ, в том числе по месту основной работы. Кроме того, суды наделяются правом заменять один вид наказания другим в пределах одной категории одинаковой тяжести, например, в случае неуплаты штрафа. Уточняются основания и порядок применения домашнего ареста как гуманной меры пресечения. Часть умышленных составов и преступлений по неосторожности со сроками до трех, а не до двух лет, как раньше, отнесена к менее опасной категории небольшой тяжести или средней тяжести. В семи статьях УК максимальные сроки наказания уменьшены, а в девяти, более актуальных для общества, наоборот, увеличены. Наконец, четыре состава небольшой тяжести, включая контрабанду и клевету, исключены из Уголовного кодекса и отнесены к административным правонарушениям.
Такая многопрофильная правка УК несколько озадачила и даже испугала депутатов. Они оценили то, что в законопроекте не забыты наркоманы и пьяницы, поскольку, как заметил либерал-демократ Максим Рохмистров, большинство преступлений в России совершаются как раз на почве алкоголизма или наркомании. Однако, на его взгляд, неправильно валить все в одну кучу. А "справоросс" Вера Лекарева поинтересовалась, кто будет следить за тем, чтобы наркоманы, получившие для лечения отсрочку наказания на восемь лет, действительно лечились. И из какого бюджета будут тратиться на эти цели деньги. Полпред президента в Госдуме Гарри Минх, представляющий законопроект палате, ответил, что контроль за осужденными, больными наркоманией, будет осуществлять Федеральная служба исполнения наказаний по месту проживания этих лиц. Для этого потребуется дополнительно 90 сотрудников этих инспекций и дополнительные расходы порядка 56 миллионов рублей в год. Придется государству потратиться и на организацию исправительных центров, в которых преступники будут перевоспитываться трудом. Зато люди, совершившие незначительные правонарушения в экономической сфере, пополнят госказну. Они могут заплатить штраф в размере пятикратной суммы ущерба, которое нанесло их предпринимательство, и остаться на свободе.
Однако рецидивистов, коррупционеров и взяточников, по словам Гарри Минха, эти гуманные нормы не коснутся.
"Мы идем по двум направлениям, - объяснил депутатам Минх. С одной стороны, мы ужесточаем наказание по целому ряду преступлений, с другой - стараемся сделать систему наказания более гибкой, более адекватной с точки зрения общественной опасности и личности правонарушителя. И даем тем самым, если использовать медицинскую аналогию, более качественное и рецептурно более взвешенное лечение этих лиц".