08.09.2011 00:35
В мире

Турция намерена укрепить дружбу с Египтом "против Израиля"

Против кого собираются "дружить" Каир и Анкара?
Текст:  Максим Макарычев
Российская газета - Столичный выпуск: №199 (5575)
Читать на сайте RG.RU

В самое ближайшее время Турция намерена значительно усилить свое военно-политическое влияние в Ближневосточном регионе.

Так, уже на следующей неделе во время визита турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана в Каир может быть подписано соглашение об укреплении военного и экономического партнерства между Турцией и Египтом. В Тель-Авиве полагают, что этот шаг в стратегическом плане может означать "дружбу двух арабских стран против Израиля". Кроме того, издание "Ньюсру Израиль" сообщило о существовании некоего стратегического плана, который рожден в недрах ВМС Турции под кодовым именем "Барбаросса". В Анкаре, очевидно, призовут уйти от аналогий с немецким императором: так также звали и известного турецкого адмирала. Впрочем, от "нехороших" ассоциаций тут никуда не деться. Фашистская операция "Барбаросса", как известно, состояла в беспощадном и всеразрушающем нападении на СССР. А турецкий адмирал Барбаросса прославился тем, что стоял во главе пиратской армады, которая грабила фрегаты и нагоняла страх на всем Средиземном море. Впрочем, не исключено, что "Ньюсру Израиль" целенаправленно сгущает краски.

Тем временем министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу официально заявил о том, что в восточной акватории Средиземноморья будут дежурить турецкие военные корабли. По версии израильских СМИ, речь идет, в частности, о дополнительной передислокации двух противолодочных фрегатов и двух ракетных корветов ВМС Турции, не считая вспомогательных судов из Черного и Мраморного в Эгейское и Средиземное моря. В Тель-Авиве особо обеспокоены заявлением главы турецкого МИД о том, что эти корабли будут сопровождать суда тех флотилий, которые захотят прорвать блокаду сектора Газа. Одним из вполне реальных вариантов развития ситуации может стать столкновение в Средиземном море израильского и турецкого спецназа. И такая "Барбаросса" будет, пожалуй, похлеще сражений флота турецкого адмирала с мирными фрегатами. Впрочем, и без этих "страшилок" ясно одно: Турция действительно серьезно обиделась на Израиль и терпеливо искала момент для демонстрации мускулов. Повод нашелся - извинений от Тель-Авива за захват израильскими военными турецкого судна "Мави Мармара" в мае прошлого года так и не последовало. Анкару особо уязвил тот факт, что их не случилось и после того, как на днях комиссия ООН признала факт "незаконного применения силы" израильским спецназом при захвате судна, которое пыталось прорваться в блокированный сектор Газа. Премьер Эрдоган тут же заявил о том, что Анкара приостанавливает военное и экономическое сотрудничество с Израилем. Правда, в правительстве Турции пояснили: замораживание касается только военной сферы. Объем торговли между двумя странами составляет три миллиарда долларов.

Слухи о том, что Анкара намерена значительно расширить присутствие своих вооруженных сил, читай политического влияния, в восточной части Средиземноморья, ходили давно. Одним из факторов по сдерживанию турецких амбиций служил авторитет египетского экс-президента Хосни Мубарака. Он, с одной стороны, не хотел ссориться с Израилем и не шел на тесное военное сближение с Анкарой, с другой - делал все, чтобы этот регион оставался сферой влияния двух стран: Египта и Саудовской Аравии. Теперь с уходом в политическое небытие "египетского фараона" и перспективой прихода к власти в Каире как минимум "нейтрально настроенных к Тель-Авиву" сил, Анкара получила хороший повод публично озвучить претензии на значительное укрепление своего влияния в Ближневосточном регионе.

Турция