Очередная потеря на туристическом рынке. На этот раз с финансовыми трудностями столкнулась компания "Альфа вояж", которая стала уже третьим за последний месяц туроператором, прекратившим свою деятельность.
Однако до сих пор речь шла о совсем небольших фирмах, где число пострадавших туристов исчислялось десятками. "Альфа вояж" работала не только как туроператор, но и как турагентство, то есть была посредником, специализировавшимся на самых популярных туристических направлениях - Турции, Египте, Испании, Греции, Кипре.
В Ростуризме сейчас подсчитывают возможное число туристов, чей отдых был сорван по вине турфирмы. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, предварительно речь идет о двухстах пострадавших. Хотя эта цифра может расти. Руководство компании пока не обнародует количество проданных путевок, не указывает глубину продаж, сообщила представитель АТОР. Накануне Роспотребнадзор открыл "горячую линию" для помощи клиентам "Альфа вояж". Также консультацию по вопросам возврата гражданами своих средств можно получить в Ростуризме.
"Страховая гарантия "Альфа вояж" довольно большая - 60 миллионов рублей. То есть должно хватить на выплаты всем пострадавшим туристам. Но поскольку компания выполняла еще и роль турагентства, здесь может возникнуть юридическая коллизия", - считает Майя Ломидзе. То есть, если в договоре с клиентом компания указывала не себя, а другого туроператора в качестве поставщика тура, то страховая компания не обязана платить туристам. По той же схеме, кстати, работала и закрывшаяся месяц назад турфирма "Лужники тревел". Однако в ее случае компания оформляла любые продажи, даже посреднические, от своего имени. Именно это обстоятельство помогло туристам получить обратно свои деньги.
Игроки рынка в прекращении деятельности "Альфа вояж" не видят ничего удивительного. По сведениям других туроператоров, компания отличалась тем, что очень часто выставляла самые низкие цены, которые, как правило, не подтверждались. "Альфа вояж" числится в федеральном реестре туроператоров с 2009 года. В этом году у нее уже были проблемы. В апреле турфирма не предоставила в Ростуризм вовремя документы о новом сроке финансового обеспечения и была исключена из реестра, что означает невозможность заниматься туроператорской деятельностью. Восстановлена в реестре компания была только в июле. Процедура банкротства турфирмы пока не начата, и, по некоторым сведениям, руководство "Альфа вояж" пытается найти средства для того, чтобы продолжить работу на рынке.
Страховщик туроператора, компания "Ариадна", пока также не начал прием заявлений от граждан о получении компенсации. Туроператор объявил лишь о приостановке деятельности. А согласно существующему законодательству нужно письменное заявление турфирмы о неспособности выполнить свои обязательства. В АТОР клиентам туроператора, которые купили путевки, но еще не уехали, советуют попытаться связаться с туркомпанией. Причем желательно сделать это в письменной форме и получить официальный ответ. Пока это все, что можно сделать на этом этапе.
Кстати
В следующем году Ростуризм обещает открыть единый "колл-центр" для туристов, попавших в неприятную ситуацию на отдыхе. Планируется, что россияне смогут получить консультацию по самым разным вопросам, в том числе и как действовать при землетрясениях, цунами или массовых беспорядках. На первых порах в "колл-центре" будут работать десять специалистов, которые будут постоянно принимать звонки от граждан.