Корреспондент "РГ" побывал на уникальной выставке в Вашингтоне, посвященной 10-й годовщине терактов 9/11.
Единственная любительская видеокамера, которая запечатлела момент первого тарана угнанным террористами авиалайнером северной башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Обугленные фрагменты обшивки фюзеляжа пассажирского "Боинга", врезавшегося в южную башню. Служебные пропуска сотрудников Пентагона, погибших при атаке на здание минобороны США.
Эти и многие другие уникальные экспонаты, свидетельствующие об ужасе и трагизме событий десятилетней давности в США, были впервые выставлены для всеобщего обозрения в вашингтонском Смитсоновском Национальном музее американской истории. Причем не под стеклом.
- Почему было принято решение не убирать под стеклянные витрины предметы, найденные на месте терактов?
С такого вопроса началась беседа корреспондента "РГ" с куратором выставки "11 сентября: память и отражение", директором Национального музея американской истории по связям с общественностью Мелиндой Макадо.
Мелинда Макадо: Мы отказались от стекла впервые в нашей практике. Мы решили, что, убрав стекла, сможем дать возможность людям прочувствовать весь трагизм момента на глубоком личном уровне.
РГ: Как собиралась коллекция?
Макадо: Большая ее часть была предоставлена нам правительственными агентствами, включая ФБР. Но некоторые экспонаты были переданы в дар рядовыми американцами. Например, находящийся на стенде запыленный и потрепанный портфель принадлежал американке Лизе Лефлер, которая работала в башне ВТЦ и находилась в момент теракта на 103-м этаже небоскреба. Ей удалось спастись, но портфель остался в рухнувшем здании и был обнаружен спасателями. В числе прочих документов в портфеле было найдено резюме его хозяйки. Один из спасателей позвонил по указанному номеру и вернул эту вещь Лизе Лефлер, которую затем она передала нам в коллекцию.
Сильные чувства вызывает и подаренная нашему музею открытка, которую отправила из аэропорта до посадки на рейс 77 пассажирка самолета, впоследствии угнанного террористами и спикировавшего на Пентагон. В записке сказано: "Я позвоню, когда доберусь до дома". И таких историй, рассказанных через простые вещи, у нас много. В числе прочего у нас представлен пейджер одного из погибших в Нью-Йорке, а также сотовый телефон, по которому узнал о случившемся мэр Нью-Йорка Руди Джулиани.
РГ: Какой из экспонатов представляется наиболее ценным?
Макадо: Каждый из предметов рассказывает свою уникальную историю, и вряд ли можно выделить какой-то особенный экспонат. Но, конечно, вещи и предметы, собранные на месте крушения рейса 93 (последний из четырех самолетов, угнанных террористами, который они рассчитывали обрушить на Капитолий в Вашингтоне. - "РГ"), являются изюминкой, поскольку раньше они не демонстрировались и лишь недавно были рассекречены и переданы нам ФБР. Теперь у нас имеются фрагменты самолета, личные вещи пассажиров и стюардесс. Вообще трагедии, связанные с атакой на Пентагон и разбившимся в Пенсильвании угнанным авиалайнером, оказались как бы в тени атаки на ВТЦ в Нью-Йорке. Здесь же мы представляем сбалансированную историю 11 сентября 2001 года.
Нынешнее поколение американцев хорошо помнит эту трагическую историю. Но лет через десять молодые люди уже не будут лично переживать события 11 сентября 2001-го. А подобные выставки помогут сохранить память о том, что произошло в тот трагический день.