Российские физики из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне совместно со своими коллегами из США осенью предложат международному сообществу варианты названий для сверхтяжелых химических элементов с номерами 114 и 116, сообщает РИА Новости. Скорее всего, элементы будут названы флеровием и московием.
"К концу октября мы с нашими коллегами из США подготовим предложения по названиям этих двух элементов и отправим письмо с нашей согласованной позицией на рассмотрение в ИЮПАК", - рассказал журналистам директор лаборатории ядерных реакций ОИЯИ Сергей Дмитриев.
Два сверхтяжелых химических элемента с номерами 114 и 116, синтезированные в Дубне учеными из ОИЯИ при содействии специалистов из американских Окриджа и Ливермора, в июне были официально признаны Международным союзом по теоретической и прикладной химии (ИЮПАК), который устанавливает имена для новых элементов таблицы Менделеева.
Путь к открытию новых элементов был непростым. Дело в том, что лабораторные эксперименты по созданию элементов 114 и 116 проводились еще в начале 2000-х годов, но были признаны международным ученым сообществом только в июне этого года. Новые элементы получены путем столкновения двух более легких элементов, они существуют менее одной секунды, после чего происходит их распад. По этой причине химические свойства элементов установить не удалось и, вероятно, не удастся в будущем. Ученые считают, что новые элементы являются сверхтяжелыми аналогами инертных газов.
ИЮПАК также рассматривал результаты исследований по созданию элементов 113, 115 и 118, но предоставленные учеными доказательства были сочтены недостаточными, чтобы включить их в таблицу Менделеева.
Элементы 114 и 116 предварительно названы унунквадием и унунгексием. Теперь эти труднопроизносимые имена будут заменены на другие. Среди предложений - флеровий, в честь выдающегося советского физика Георгия Флерова, и московий, так как открытие было сделано в Дубне, в 100 километрах от российской столицы, а элемент дубний (105) уже существует.
Оба варианта вполне соответствуют сложившейся у химиков традиции, отмечает Сэм Кин, автор книги об истории таблицы Менделеева. "В наше время модно называть элементы в честь великих ученых", - рассказал он. - Так уж сложилось, что западная культура почитает гениев. То же касается и наименования элементов в честь географических названий - это своего рода химический патриотизм".
На смену "холодной войне" в химии пришла эпоха партнерства
Открытие новых химических элементов - весьма трудоемкий процесс. В природе встречается всего 92 элемента, остальные ученые синтезировали в ускорителях с помощью столкновения ядер атомов других элементов.
В прошлом по поводу названия новых элементов разгорались горячие дискуссии. С 1960-х до 1990-х годов между Университетом Калифорнии (США) и институтом в Дубне происходили так называемые "трансфермиевые войны" - споры по поводу наименования элементов, следующих в таблице Менделеева за фермием, который занимает номер 100. Один из наиболее известных эпизодов этих "войн" произошел, когда ИЮПАК отклонил имя курчатовий. Это элемент 104, названный советскими химиками в честь И. В. Курчатова и полученный в 1964 году группой Г. А. Флерова. Официальное его название, резерфордий - в честь английского физика Эрнеста Резерфорда - было принято ИЮПАК только в 1997 году. Американских ученых не устраивало, что элемент назван в честь создателя советской атомной бомбы.
Недавно открытые элементы были получены в результате сотрудничества между российскими и американскими учеными. На смену "холодной войны" в химии пришла эпоха партнерства, и поэтому предложения российских ученых по названию элементов наверняка будут приняты.