Правительство РФ на вчерашнем заседании внесло изменения в действующий техрегламент для автомобильного топлива. Внедрение новых экологических классов топлива решено перенести на более поздний срок и без обязательной их привязки к нормам по октановому числу. Эти меры позволят уравнять спрос и предложение и сбалансировать цены топлива для всех потребителей рынка, уверены эксперты.
Как пояснил министр энергетики Сергей Шматко, перенос сроков внедрения нового техрегламента для бензина - это реакция ведомства на сегодняшнее состояние автопарка, 50 процентов которого до сих пор обсуживается бензином класса Евро-2 и ниже. Тем самым компромисс найден и для нефтяников. Им дано дополнительное время, чтобы завершить модернизацию своих НПЗ.
Примечательно, что в новом техрегламенте теперь отменены требования к стандартам октанового числа бензина для разных его экологических классов. Как заявил "РГ" советник министра энергетики РФ Дмитрий Клоков, отвязка класса топлива от его октанового числа обеспечит оборот на рынке всей линейки топлив, востребованных при нынешнем составе российского автопарка. Ограничивающим критерием для производителей останется только соответствие требованиям экологического класса.
В частности, при наступлении сроков перехода на более высокие классы не будет законодательных преград для реализации автомобильных бензинов с октановым числом 80 и 92, востребованных сельхозтоваропроизводителями и военными.
Вводимая дополнительно маркировка по экологическому классу дает также возможность информировать автолюбителей о качестве реализуемого на заправках топлива, что в том числе создаст конкурентное преимущество для компаний, вовремя выполнивших программу модернизации и реализующих топливо более высоких классов.
Напомним, что с просьбой о переносе сроков техрегламента в Минэнерго России обратились нефтекомпании, не успевающие ввести на своих НПЗ установки, необходимые для выпуска топлива более высокого качества. Кроме того, ряд экспертов называют запрет на продажу бензина класса 2 с начала 2011 года одной из причин топливного дефицита, возникшего весной в ряде регионов страны.
"Мы давно ждали этих изменений от регулятора. Особенно по части обязательных стандартов к октановому числу. Это снимет напряжение на рынке и уравняет спрос и предложение по низкооктановым бензинам", - объяснил "РГ" президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
В свою очередь Сергей Шматко подчеркнул, что по плану модернизации нефтепереработки планируется до 2015 года ввести в эксплуатацию порядка 91 установки. А это означает, что класс Евро-2 и Евро-3 будет замещаться и, может быть, даже быстрее технологически, чем это предусмотрено регламентом. "Мы считаем, что до тех пор, пока будет спрос у потребителей на Аи-80 и хорошо знакомый Аи-92, то как минимум до конца 2012 года у покупателей будет возможность приобретать этот бензин", - заявил министр.
По мнению эксперта топливного рынка Станислава Емельянова, продление оборота топлива класса 2 положительно повлияет на все топливозависимые рынки. "Больше всех выиграют сельхозпроизводители, почти вся техника которых использует дизтопливо и бензины этого класса, - говорит Емельянов. - Сами производители топлива выиграют меньше, так как правительство уже успело "подписать" их на индивидуальные программы модернизации производств". Но и для них возможность и далее продавать топливо низких экологических классов станет подспорьем, считает эксперт.
Изменения в техрегламент предполагают также внесение ограничений по использованию монометиланилина как вещества, которое может представлять угрозу здоровью людей и окружающей среде, поскольку его сжигание приводит к увеличению выбросов окислов азота с отработанными газами. Кроме того, изменения техрегламента предусматривают постепенное снижение содержания сероводорода в мазуте.
Напомним, что переход на Евро-2 должен состояться до 31 декабря 2012 года, а не до начала 2011 года, как предусматривалось ранее. Запрет на производство автомобильного топлива ниже экологического класса Евро-3 также вступит в силу на три года позже ранее запланированного - с 31 декабря 2014 года. А переход на Евро-4 предлагается отсрочить до 31 декабря 2015 года. При этом сроки перехода на Евро-5 не устанавливаются.