08.09.2011 00:17
Культура

Завершаются съемки первого в истории новой России фильма-катастрофы "Метро"

В Москве завершаются съемки первого в истории новой России фильма-катастрофы
Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №200 (5576)
Читать на сайте RG.RU

Фильм "Метро" снимают по мотивам одноименного романа Дмитрия Сафонова.

Режиссер картины - Антон Мегердичев ("Бой с тенью-2: Реванш", "Темный мир"), оператор-постановщик - Сергей Астахов, который работал над фильмом-катастрофой советского времени "Прорыв". Главные роли исполняют Сергей Пускепалис, Анатолий Белый и Светлана Ходченкова.

По сюжету фильма поезд метро, застрявший в тоннеле, затапливается подземной рекой. Группе выживших пассажиров приходится выбираться из потерпевшего крушение состава. Они идут в темноте и надеются увидеть свет в конце тоннеля, а вода все прибывает.

Третий - лишний

Режиссер Антон Мегердичев рассказал "РГ", что ставку он делает не только на "красочное" крушение поезда, но и на актерскую игру, на любовный треугольник, вокруг которого развивается сюжет картины:

- Основную сюжетную нагрузку несет любовный треугольник между двумя мужчинами и их возлюбленной. Я изначально представлял, что главного героя сыграет Сергей Пускепалис: он похож на типичного современного москвича, который здесь родился, живет и работает. Пытается честно делать то, что умеет, а вокруг него формируется нарастающий немыслимый катаклизм. Герой Анатолия Белого - другой тип жителя мегаполиса. Это self-made man, одиночка, который когда-то перебрался в Москву из провинции. Он тоже достоин уважения, я бы не хотел делить персонажей на хороших и плохих. Основная моя задача - дать убедительную мотивацию поступкам героев, чтобы зрители могли ассоциировать себя с каждым из них.

- И между ними - героиня Светланы Ходченковой?

- Она - тот тип женщины, которая "живет на работе", всю свою творческую и личностную энергию направляет на бизнес. Но 99 процентов таких особ ничего не достигают в жизни. Помимо трех главных героев в картине есть всевозможные, подчас шаржевые персонажи, попавшие в ситуацию катастрофы. Город у нас очень неоднороден, это Вавилон, в котором смешались разные культуры, и в поезде метро можно встретить людей разных возрастов, представителей различных социальных групп.

В темноте

Тоннель метро протяженностью 120 метров выстроили недалеко от пересечения Каширского шоссе и МКАД. Именно этот макет, идеально соответствующий настоящему тоннелю метрополитена, и затапливают кинематографисты, именно по нему прокладывают путь на свободу герои картины. Уровень воды в тоннеле доходит до метра, температура 18 градусов выше нуля. Прохладно, поэтому все актеры под одежду надевают гидрокостюмы. Еще одна особенность съемок - в тоннеле темно. Чтобы подсветить лица актеров, к камерам прикреплены небольшие светодиоды, которые дают минимальные блики.

Само крушение поезда снимают тут же, но только на макете, выстроенном в масштабе "один к трем". Миниатюрный поезд с игрушечными пассажирами ломается и тонет под напором воды, которую сливают из специальных резервуаров. Компьютерная графика позволит сделать кадры настолько натуральными, что, как заверяет режиссер, зритель ни на секунду не усомнится в реальности происходящего. Художник-постановщик картины Павел Новиков рассказывает "РГ", что именно так - используя макеты объектов, будь то города, самолеты или поезда - снимают фильмы-катастрофы и в Голливуде.

- Уникальность нашей полномасштабной декорации в том, что мы придумали необычную технологию, позволяющую нам построить тоннель без использования чугунных креплений - тюбингов, как это делают настоящие метростроевцы. Наши тюбинги - из поли эфирной смолы и стеклоткани. Нам пришлось за два месяца самостоятельно отлить 500 таких зажимов, а декорацию мы монтировали еще полтора месяца, - рассказывает Павел Новиков.

Но, как ни старались техники все продумать и рассчитать, иногда на площадке случаются форс-мажоры. Например, при строительстве макета тоннеля не учли наклон земли, и на некоторых участках вода переливается через влагонепроницаемую изоляцию. Да и солнечные лучи так и норовят осветить тьму тоннеля, из-за чего снаружи весь макет пришлось замотать в несколько слоев темной пленки.

Еще одна проблема - из-за разницы температур внутри тоннеля и вне декорации объективы камер запотевают, стоит только открыть дверь, чтобы впустить актеров в кадр. Так что съемки идут медленно и напряженно, но все на площадке надеются, что результат не оставит зрителя равнодушным.

Прямая речь

Российская газета: Лучшие авторы фильмов-катастроф живут в Голливуде, вам удастся потягаться с ними по технологическому совершенству работы?

Антон Мегердичев: У нас не такой маленький бюджет - 9 млн долларов. Это позволило нам построить декорации, сделать макетные съемки. Компьютерную графику мы также будем делать в России. Поверьте, отечественные специалисты справляются с этой задачей не хуже голливудских. Оператор-постановщик Сергей Астахов по образованию еще и инженер-технолог, благодаря чему мы снимаем картинку правдоподобную, стильную. Мы стремимся к тому, чтобы в кадре были видны и масштабные съемки, и экшн, и катастрофа, но чтобы все это было теми "предлагаемыми обстоятельствами", в которых раскрываются характеры героев. Через персонажей кино я хочу показать ту Москву, которая вокруг нас. А также нас самих - современных жителей мегаполиса, со всеми пороками и добродетелями.

РГ: В чем, на ваш взгляд, особенность менталитета современных жителей большого города?

Мегердичев: В неудовлетворенности собой, своей семьей, работой. Жизнь в большом городе - это беготня на месте, от которой появляется ощущение бесконечного повтора. Люди не ценят то, что у них есть, а от постоянной суеты делают необдуманные поступки. Они гонятся за деньгами, которые обесцениваются каждую секунду. Все время стараются кого-то обогнать, чтобы первыми стать у светофора, но все равно попадают в пробку. Мегаполис - это город для молодых и резвых одиночек, которым нравится расталкивать конкурентов локтями, но не для людей семейных, не для людей пожилых. В Москву съезжаются люди, которые хотят достичь какой-то своей цели. Им кажется, что они могут встроиться в эту агрессивную матрицу. Но когда они понимают, что результат не стоил затраченных сил, становится уже поздно.

РГ: Сценарий фильма сильно отличается от романа?

Мегердичев: Мы постарались обострить конфликт, спрессовали и сделали жестче отношения между героями. Локализовали всех действующих лиц в одном месте - тоннеле метро.

РГ: У многих жителей мегаполиса развита клаустрофобия и боязнь толпы. Вы не опасаетесь того, что эти страхи при просмотре кино обострятся?

Мегердичев: Для того чтобы обнажить характер человека, больше всего подходит экстремальная ситуация. Люди зачастую сами не знают, на что они способны: струсят ли, поступят подло, предадут или поведут себя как настоящие герои. Чтобы это понять, нужно попасть в экстремальную ситуацию: на войну, в падающий самолет, в тонущий поезд метро. Тогда человек покажет свою истинную натуру. Именно поэтому фильмы-катастрофы так популярны у зрителей. А что касается страхов - в мире уже было снято так много фильмов-катастроф... Однако большинство людей до сих пор летают на самолетах и ездят в метро.

Наше кино