Скандалы с "высотками на шести сотках" - многоквартирными домами, строящимися на землях, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство или сельхозработ, кочуют из региона в регион.
Особенно много "небоскребов на огородах" в южных регионах и центральной части страны. И хотя по многим из них идут суды, этот бизнес процветает. Почему?
Этот вопрос мы задали гендиректору Московского областного БТИ Владимиру Денисову в ходе "горячей линии" в "РГ".
Владимир Денисов: Все объясняется экономическими причинами. Себестоимость подобного жилья - от 500 до 700 долларов за кв. метр. А реальная продажа может быть осуществлена за 1200-1500 долларов за кв. метр. Бизнесмены экономят деньги на проектной документации, на экспертизе, которую необходимо провести для функционирования этого дома. А что в итоге получают жители? Проблемы с подачей воды, электроэнергией, газом, канализацией, водоотводом. Что греха таить, редко где в садоводческих товариществах строилась нормальная система коммуникаций. Как правило, это либо септики, либо все просто в канаву сливается. Но поскольку квартиры в таких домах стоят дешевле, люди их и покупают.
Российская газета: Но почему БТИ не может поймать за руку "бизнесменов на сотках"?
Денисов: Предположим, к нам обращается заявитель, физическое лицо, и говорит: "Я построю трехэтажный дом, 48 квартир. У меня большая семья, и она будет еще больше. В этом доме мы будем жить. Я хочу, чтобы вы мне выдали кадастровый паспорт". Мы обмеряем дом и выдаем такой паспорт, поскольку отказать в его выдаче не можем - нет оснований, его выдача предусмотрена законом о Государственном кадастре недвижимости. К сожалению, от нас не требуется заключение о том, что данный объект - действительно многоквартирный дом.
Если у нас есть подозрение, что дома для проживания нескольких семей возводятся на землях ИЖС или садовых участках, или мы узнаем, что такой дом уже построен, направляем письма в органы Росреестра. В Московской области для решения вопросов по таким проблемным объектам создана и межведомственная группа под руководством зампреда областного правительства Владимира Жидкина.
РГ: Росреестр на основании вашего письма может отказать в регистрации дома?
Денисов: В отличие от БТИ Росреестр имеет право проводить правовую экспертизу документов. Если выяснится, что многоквартирный дом строится на землях под дачное строительство, основание для отказа в регистрации есть. Если на землях ИЖС, отказать практически невозможно. К сожалению, это не позволяет сделать существующий правовой вакуум. Именно в этом причина столь часто появляющихся "высоток на шести сотках".
РГ: Что вы посоветуете жителям, чтобы не оказаться заложником недобросовестных строительных фирм?
Денисов: Если вы хотите купить квартиру в доме, который вызывает какие-то подозрения, лучше всего обратиться в органы местной власти и получить там всю имеющуюся информацию.
Суд да дело
По закону собственники земли, выделенной под ИЖС или сад, могут строить на ней индивидуальный дом до трех этажей площадью до 1,5 тыс. кв. метров в упрощенном порядке, без проведения экспертизы. Этим и пользуются находчивые предприниматели. От небоскребов на сотках беда не только "коренным" дачникам, которые вместо деревенского покоя обретают проблемы с водой, светом, мусором и вереницу машин под окном. Страдают и сами новоселы. Десятки многоквартирных многоэтажек, возведенных на землях для ведения личного подсобного хозяйства или на землях ИЖС, в разных регионах уже снесены. Причем это делается как за счет застройщиков, так и за счет владельцев квартир.
Этой зимой, например, снесли многоквартирный дом в Краснодаре, а незаконную многоэтажку в Одинцовском районе Подмосковья дольщики разбирали сами. В мае администрация Екатеринбурга также добилась, чтобы строительная фирма снесла два подобных здания-самостроя. Надеяться, что обманутые дольщики получат от недобросовестных фирм достойную компенсацию, не приходится. Сотни судов еще идут. Тысячи владельцев проблемного жилья, многие из которых вложили в него последние рубли, теряют время и нервы.
Год назад власти задумались, как выявлять "небоскребы" на нулевом цикле. Эффективным способом могло бы стать наложение ареста на действие недобросовестных бизнесменов, нарушающих нормы застройки. Но для этого региональным властям надо принять ряд нормативно-правовых актов и установить критерии, по которым будут определяться правила отнесения домов к категории незаконных многоэтажек. Однако чиновники не торопятся. Покупатели квартир продолжают оставаться один на один с "черными застройщиками".
Советы от Московского областного БТИ
- Эти документы надо проверить, чтобы не купить квартиру в доме, который может пойти под снос.
- Сведения о земельном участке:
- кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о нем (разрешенное использование должно быть - "для строительства многоквартирного дома");
- свидетельство о праве собственности на земельный участок или договор аренды земельного участка.
- Сведения о доме:
- разрешение на строительство;
- разрешение на ввод в эксплуатацию;
- кадастровый паспорт дома (назначение дома должно быть "многоквартирный дом").
- Сведения о квартире:
- свидетельство о праве собственности на квартиру;
- выписка из ЕГРП о правах на квартиру (обременениях);
- кадастровый паспорт на квартиру (для сравнения с фактическим состоянием квартиры).
- Сведения о собственнике-юрлице:
- выписка из ЕГРЮЛ (проверяется место нахождения юрлица; лицо, уполномоченное действовать от его имени без доверенности либо выдавать доверенности - гендиректор; орган, уполномоченный совершать сделки с недвижимым имуществом юрлица);
- доверенность (в случае подписания договора представителем юрлица, не имеющим право действовать без доверенности);
- учредительные документы юрлица;
- свидетельство о государственной регистрации юрлица;
- свидетельство о постановке юрлица на учет в налоговом органе.
Подготовила Ирина Пуля
Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы по законодательству:
- За тем, что происходит на муниципальной территории, должен следить муниципалитет. Однако муниципалитеты часто путают понятие собственности и ответственности за то, что происходит на вверенной им территории. Такой подход - мол, этот участок находится не в муниципальной собственности, значит, то, что на нем происходит, - не наше дело, в корне неправильный. Есть границы муниципального образования, и в компетенции муниципальных властей следить за вверенной им территорией. Те главы муниципалитетов, кто разводит руками в случае подобного самостроя, - не понимают (или делают вид, что не понимают) своих обязанностей. У муниципалитетов есть все возможности для воздействия: обращение в прокуратуру, в суд. Там, где местная власть действительно работает, строительство ведется на законных основаниях, подобные ситуации не возникают. Когда на небольшом участке, предназначенном под ИЖС, возводится многоквартирный дом, когда начинается продажа квартир, - налицо явные признаки мошенничества. Значит, есть чем заняться правоохранительным органам. Тем более продажа идет, как правило, по рекламе, все это прекрасно выявляется.
Подготовила Ирина Невинная