08.09.2011 00:40
Экономика

МЭР подготовил доклад о ситуации с ценами на продовольствие в регионах

Регионы ищут защиту от осеннего подорожания продовольствия
Текст:  Надежда Гаврилова Татьяна Дмитракова Иван Карасев Елена Кукол Юлия Потапова Наталья Решетникова Светлана Сибина
Российская газета - Федеральный выпуск: №199 (5575)
Читать на сайте RG.RU

Ничего тревожного с ценами на продовольствие сейчас нет. Такой вывод можно сделать из очередного обзора ситуации на рынках, который опубликовало минэкономразвития. Однако эксперты не исключают, что осенью цены могут подрасти.

Но не в сентябре. Вчера замминистра экономического развития Андрей Клепач заявил, что, по прогнозам министерства, инфляция в этом месяце будет нулевая или с незначительным плюсом.

Впрочем, в каждом регионе - своя ситуация. Минсельхоз Камчатского края уже зафиксировал рост цен. И губернатор Владимир Илюхин поручил проработать механизм стабилизации цен на основные виды продовольствия. В итоге власти предложили ведущим местным производителям и торговле заключить с правительством соглашения о стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Если планы осуществятся, в середине сентября продукты могут даже подешеветь - на 5-14 процентов.

Более десяти торговых организаций в том числе две крупные торговые сети собираются снизить торговые надбавки на социально значимые продукты. Такие товары на прилавках магазинов обозначат табличкой "Социальная цена". Ожидается, что оптовая наценка на них будет 8 процентов (вместо 12) а розничная - 15 процентов (вместо 30).

Что касается производителей, то одни намерены удержать цены на нынешнем уровне, а некоторые - даже снизить их. Предложение краевых властей рассматривает и Петропавловский хлебокомбинат, который с 2007 года снабжает камчатцев "социальным" хлебом. "В месяц до 15 тонн хлеба мы отпускаем по 24 рубля 50 копеек - по цене ниже себестоимости, - сообщила корреспонденту "РГ" инженер-экономист предприятия Валентина Куликова. - Это была наша инициатива, и все затраты мы несем сами. Если, заключив соглашение с правительством, хлебокомбинат станет получать компенсацию из бюджета, мы готовы увеличить выпуск "социальных" буханок". Но пока о преференциях власти не говорят.

Эксперты, впрочем, относятся к подобным инициативам местных властей настороженно. Обычно такие шаги не бывают "бесплатными", предупреждает главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин. "Не исключено, что это приведет к росту цен на те товары, которые не попали в список социально значимых, - предполагает он. - И их потребителям придется заплатить за такой маневр. При этом товары, включенные в список, на самом деле не всегда являются базовыми предпочтениями для потребителя. Да и цены могут быстро пойти в рост после окончания срока соглашения". Об этом, напоминает Надоршин, говорит и опыт "заморозки" цен в конце 2007 - начале 2008 года.

Инициатива по "заморозке" впоследствии может обернуться дополнительной "головной болью" и для властей. Подобные договоренности порождают у бизнеса желание выторговать себе дополнительные преференции. Еще неизвестно, на сколько это будет оправдано потерями. "Но логика срабатывает простая. Если мы пошли навстречу, то вправе ждать подобного шага и от властей. В результате появляется огромное количество ничем не оправданных льгот", - говорит Надоршин. И это ляжет на плечи потребителя.

В то же время каких-либо четких причин для "заморозки" цен на полуострове Надоршин не видит. Хотя цены на Камчатке выше среднероссийских, зарплаты в регионе тоже больше. По данным за второй квартал этого года, зарплата в среднем по стране составляла более 22 тысяч рублей, на Камчатке - более 37 тысяч рублей, уточняет Надоршин.

Тем не менее другие регионы уже давно используют подобные соглашения для сдерживания роста цен. Но есть и такие, которые пошли другим путем.

Как снижают цены в регионах

В Адыгее с 2007 года действует перечень социально значимых продовольственных товаров со сниженной торговой надбавкой.

"Если раньше набор товаров, на которые торговле было рекомендовано устанавливать надбавку не более 10 процентов, состоял из 11 наименований, то с прошлого года их уже стало 24", - говорит начальник отдела цен и тарифов на газ и социально значимые товары и услуги управления госрегулирования цен и тарифов Республики Адыгея Елена Глухова.

В Свердловской области реализуется проект "Социальные товары по справедливым ценам", рассказала пресс-секретарь министерства торговли, питания и услуг Ольга Серкова-Холмская: "Минторг совместно с минсельхозом сформировал перечень товаров, в который вошли хлеб, кефир, творог, колбаса, сосиски, куриный фарш и яйца. Ретейлеры, участвующие в акции, установят на них наименьшую торговую надбавку. Поддержать идею готовы 12 производителей и более 400 торговых точек".

В прошлом году омские власти тоже пытались договориться с продавцами о сдерживании цен на социально значимые продукты, но заметного эффекта меморандум, носящий джентльменский характер, не дал. Поэтому в регионе приняли программу продовольственной безопасности и открыли свободный доступ на рынки города селянам. "Чтобы монополисты не правили бал, нужно создавать конкурентную среду", - полагает губернатор Леонид Полежаев. В Омске действует 14 торговых площадок, где на постоянной основе работают социальные ярмарки.

По этому же пути пошли в Новосибирске и области, где проводятся сельскохозяйственные и продовольственные ярмарки. А в Томске появятся 11 магазинов, где будет представлена продукция местных предпринимателей.

В Кузбассе решили использовать все возможные варианты. В 2008 году здесь подписали соглашение о сотрудничестве по проведению экономически обоснованной ценовой политики на продовольственном рынке. Максимальную "молочную" надбавку установили в размере 10 процентов от цены производителя, "яичную" - 15 проц. и 12-процентную на масло. Но на этом не остановились и создали сеть губернских сельских рынков. А несколько лет назад местные производители продуктов объединились и начали создавать собственные торговые сети. И торгуют с минимальной наценкой.

Цены на Камчатке и в среднем по России

Экономика Минэкономразвития