08.09.2011 08:46
Экономика

Тюмень потеряла крупное предприятие с 83-летней историей

Тюмень потеряла крупное предприятие с 83-летней историей
Текст:  Анатолий Меньшиков (Тюменская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №199 (5575)
Читать на сайте RG.RU

Поставлена последняя точка в истории старейшего завода Тюмени - судостроительного, некогда гордости региональной экономики. Предприятие продано. Производственные корпуса новый собственник планирует снести, территорию застроить зданиями гражданского назначения.

Завод основан в 1928-м. Всего с его стапелей сошло свыше 2000 судов и плавучих конструкций: пароходов, теплоходов, сухогрузов, катеров, лихтеров, барж, буксиров, танкеров. За создание первой в СССР плавучей электростанции "Северное сияние" коллектив был удостоен Государственной премии. Значительный объем производства приходился на оборонку. Судостроители участвовали даже в выпуске ракетных боеголовок. Потеря госзаказа подкосила большое предприятие.

Пять лет назад, когда завод выкупил отечественный холдинг, специализирующийся на производстве оборудования для нефтегазового комплекса, здесь работало чуть больше 100 человек. В цехах царила разруха. Инвестор вложил в модернизацию не менее полумиллиарда рублей и довел численность персонала до 700 человек. Судостроительный завод стал поставщиком циркуляционных и очистных систем, разного рода сложных металлоконструкций для компаний ТЭК, участвовал в комплектации тяжелой буровой установки "Екатерина". Презентация буровой на площадке завода сопровождалась салютом и речами о светлом будущем предприятия. Однако в итоге собственник предпочел расстаться с ним.

Главная причина - потеря холдингом части активов, в числе которых бывший уральский партнер судостроительного завода. В результате разрыва кооперативных связей корабелы вновь оказались не на плаву. К тому же цеха расположены в центральной части Тюмени, а генплан города предусматривает вынос промпредприятий за пределы жилых кварталов. Холдингу, понятно, проще продать судостроительный с его 47 гектарами земли, нежели искать инвестиции для возведения новых цехов на пустыре.

Официально объявлено о величине сделки - 773 миллиона рублей. Каждый гектар обошелся покупателю, строительной компании, в 16 миллионов. По мнению наблюдателей, цена достойная. Выручку, судя по всему, холдинг использует для приобретения довольно успешного нефтесервисного завода в Томске.

Вышеизложенное не значит, что Тюмень ставит крест на судостроении, которое свыше века являлось визитной карточкой индустрии города. В середине XIX столетия здесь спустили на воду первый сибирский пароход "Основа". Из 190 пароходов, бороздивших реки Обь-Иртышского бассейна до 1918 года, в Тюмени были изготовлены 135. Традиции корабелов продолжают два профильных предприятия. Львиная доля заказов поступает из автономных округов, а один из заводов наращивает сотрудничество с Казахстаном. Чтобы удержаться на рынке, судостроители берутся за любой, даже самый необычный заказ, подключают конструкторские бюро. В линейке продукции есть, например, комфортабельная плавучая поликлиника и речной вокзал на воздушной подушке, "танкер" для перевозки мальков ценных рыб и мощный паром, морской траулер-рефрижератор и дноочистительное судно, водная буровая платформа и полицейский теплоход. Впрочем, одно из судостроительных предприятий хотя и завершило прошлый год с прибылью, пустило ее на погашение старых долгов. Ощущая нужду в инвестициях, оно не без тревоги наблюдает за "потопленным" собратом.

Экономика Тюмень Урал и Западная Сибирь